Безработица в России 2014 Курсовая Работа

Безработица в России 2014 Курсовая Работа.rar
Закачек 1051
Средняя скорость 2361 Kb/s

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Безработица в России 2014 (предмет: Экономика и экономическая теория) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта. Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0) .

курсовая работа по дисциплине Экономика и экономическая теория на тему: Безработица в России 2014; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

1.1 История проблемы безработицы

1.2 Понятие безработицы, её виды, причины и последствия

2.1 Анализ безработицы в развитых и развивающихся странах (на примере G20)

2.2 Анализ безработицы в России

Безработица в России 2014, курсовая работа, реферат.

2.2.1 Пути решения проблем безработицы в России в рамках государственной социальной политики

2.3 Общие меры по сокращению безработицы

Анализ социально-экономической сущности безработицы, ее отличительные особенности на российском рынке труда и возможные способы снижения. Факторы, способствующие безработице, социально-экономические последствия. Оценка состояния рынка труда в России.

Понятие безработицы, подходы к определению. Экономические реформы и рынок труда. Экономические и социальные последствия безработицы. Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы. Создание гибкой модели рынка труда.

Теоретические аспекты безработицы. Взгляды экономических школ на безработицу. Сущность, особенности и причины безработицы в России. Математико-статистическое исследование. Кореллиционно-регрессионный анализ. Прогнозирование одномерного временного ряда.

Сущность безработицы, проблема ее возникновения как ключевой вопрос в рыночной экономике. Уровень и продолжительность безработицы, зависимость от динамики заработной платы. Формы проявления естественной безработицы, разновидности вынужденной безработицы.

Теоретические аспекты безработицы, ее виды, формы, причины и последствия. Взгляды современных экономистов на экономику труда. Современное состояние безработицы в России и методы ее государственного регулирования, динамика численности безработных.

Занятость и безработица в России. Сущность безработицы. Понятие полной занятости. Занятость и безработица в России: особенности российского рынка труда. Социальная политика государства. Переход рабочей силы на новые места. Пособие по безработице.

Безработица (измерение, структура, типы). Причины возникновения безработицы и ее последствия. Способы регулирования занятости и последствия безработицы. Безработица в современной России. Возможные пути решения проблем безработицы.

Трактовка теории безработицы по Кейнсу. Основные причины возникновения безработицы в Украине, ее виды и издержки, пути преодоления. Нерегламентированная трудовая деятельность и мотивация к ней, тенденции роста. Понятие и признаки полной занятости.

Безработица как социально-экономическое явление. Понятие безработных и занятых лиц. Способ определения уровня безработицы. Причины возникновения безработицы. Основные факторы страха и направления экономии украинцев в период экономического кризиса.

Общее понятие и типы моногородов, история их появления и распространения. Список самых проблемных моногородов России. Проблемы и перспективы дальнейшего развития моногородов. Способы преодоления кризиса в моногородах, приводящего к массовой безработице.

Характеристика форм и видов безработицы, ее последствия. Статистика занятости и безработицы, анализ распределения численности безработных по возрастным группам и уровню образования. Состояние рынка труда и направления по борьбе с безработицей в России.

Теоретические основы статистического изучения безработицы в РФ. Понятие, виды, причины и последствия безработицы. Отличия фрикционной, добровольной, вынужденной, структурной безработицы. Государственная служба занятости, как метод борьбы с безработицей.

Социально-экономические последствия, тенденции и меры государственного регулирования безработицы. Анализ масштаба безработицы в Новосибирской области. Социально–экономические меры, направленные на снижение безработицы, программы помощи безработным.

Теоретическая сущность рынка труда и проблемы безработицы. Сущность безработицы, её виды, причины и последствия. Формы безработицы. Динамика безработицы в РФ с 2000 по 2016 годы. Анализ состояния безработицы в России за 2016-2017 годы. Уровень безработицы по регионам России в 2016-2017 годах. Борьба с безработицей в России: направления, способы, результаты. Меры борьбы с безработицей, принимаемые Правительством РФ в 2016-2017 годах.

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю мая 2014 года.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в мае 2014 г. составила 75,3 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 71,6 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,7 млн. человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,1 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце мая 2014г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 905 тыс. человек, что на 3,0% меньше по сравнению с апрелем 2014г. и на 10,4% — по сравнению с маем 2013 года.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в мае 2014г. около 72% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в мае 2014г. составила 25,2%, среди безработных женщин — 31,8%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых — в мае 2014г. его использовали 62,5% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете — второй по популярности способ поиска работы, который использовали более трети безработных.

Безработица по полу и виду поселения.

Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в мае 2014г. составила 45,8%, доля городских жителей — 63,1%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В мае 2014г. это превышение составило 1,9 раза.

Возрастной состав безработных.

Средний возраст безработных в мае 2014г. составил 36,2 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 21,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет — 3,0%, 20-24 лет — 18,6%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (21,8%) и 20-24 лет (11,5%). По сравнению с маем 2013г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 0,4 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет уменьшился на 0,1 процентного пункта. Исходя из данных приложения 3 следует, что в среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в мае 2014г. составил 12,3%, в том числе среди городского населения — 10,7%, среди сельского населения — 16,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения — 3,1 раза, сельского населения — 2,4 раза.

Безработица по федеральным округам.

Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Северо-Кавказском федеральном округе. [10]

Актуальность проблемы исследования, занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение безработицы.

Страдает экономическая система, которая при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон наносит безработица и человеку, не давая им приложить свое умение в том или ином роде деятельности, влечет за собой потерю дохода, а следовательно снижение жизненного уровня. Люди переносят серьезный психологический стресс, появляется неуверенность в себе, в будущем. Поэтому политики во время своей предвыборной кампании уделяют так много места обещаниям создания рабочих мест.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Изучение безработицы позволяет определить ее причины, а также совершенствовать меры государственной политики, которые влияют на занятость.
Объект исследования: безработица и занятость населения в современной экономике.
Предмет исследования: сущность, виды и особенности трудовой занятости и безработицы.
Целью исследования является рассмотрение основных причин безработицы, выявление социально-экономических последствий безработицы, исследовать деятельность государства в сфере занятости населения.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ трудовой занятости населения.
2. Раскрыть сущность безработицы.
3. Исследовать ее особенности в России.
4. Рассмотреть государственную политику в решении вопросов, связанных с безработицей и трудовой занятостью.

Глава 1. Теоретические основы политики занятости

Цели, задачи и виды политики занятости:

Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) — это: совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.

Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.

1.1 Содержание и уровни политики занятости

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на: развитие людских ресурсов для труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики; координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.

Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения: федеральный или общегосударственный, субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д. — всего 89 программ); местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Каждая из этих программ состоит из четырех крупных блоков: аналитического (сбор статистической и аналитической информации занятости, установление актуальности проблемы занятости в конкретной местности, регионе или на уровне государства в целом); программно-целевого (формулировка конкретной цели и составление программы обеспечения занятости); ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов); организационно-координирующего.

Политика занятости на федеральном уровне включает определение совокупности правовых, экономических, организационных мер и нормативных актов, необходимых для создания и регулирования отношений между субъектами рынка труда, а также определение меры допустимых социально-экономических последствий перехода к рынку в сфере занятости — предельно допустимый уровень и продолжительность безработицы, размеры квот и стимулирование приема на работу социально незащищенных групп населения, минимально допустимый объем бюджетных средств на выплату пособий, целесообразный уровень переподготовки и создания общественных работ. Политика занятости предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этой целью разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские и региональные программы занятости. Определяются территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. С целью реализации политики занятости на всей территории России формируется Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения.

Главными направлениями политики занятости на федеральном уровне сегодня становятся: преодоление макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объемов производства, инфляцией и имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест; сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего, на градообразующих предприятиях; создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики; обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения; дополнительное содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством; смягчение последствий долговременной безработицы.

Основная задача политики государства по экономике и поддержке занятости — сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.

1.2 Особенности государственной политики занятости

Финансовая политика – это совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами управления, по учету требований объективных экономических законов при совершенствовании финансовых отношений для эффективного управления экономикой. Как часть социально-экономической политики страны она представляет собой совместную деятельность органов государственной власти по управлению финансовой системой и деятельность хозяйствующих субъектов, опирающуюся на хозяйственное законодательство, направленную на формирование оптимальных параметров общественного воспроизводства.

Целью финансовой политики является мобилизация финансовых ресурсов на базе экономического роста, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества. Эта цель реализуется посредством обеспечения финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющихся в макроэкономической сбалансированности, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики являются: зависимость от конечной цели; макроэкономическая сбалансированность всех видов экономической деятельности; консолидация интересов всех членов общества; учет требований экономических законов; учет внутренних и внешних экономических условий и реальных финансовых возможностей.

Финансовая политика, с одной стороны, подытоживает результаты работы всех звеньев хозяйственного комплекса, и прежде всего финансовой системы, а с другой – не только задает вектор развития системе воспроизводства, но и является определяющим фактором нормального функционирования экономической и социальной сферы общества на перспективу.

Емкость и многоплановость понятия «финансовая политика» становятся более очевидными, если перечислить все частные ее составляющие. К ним относятся: бюджетная, налоговая, таможенная, ценовая, инвестиционная, денежно-кредитная сферы, каждая из которых, будучи частью общей финансовой политики и проводя ее принципиальную линию, в то же время имеет относительную самостоятельность и обособленность, характеризуется своей спецификой в решении конкретных задач.

Содержание финансовой политики формируется поэтапно. Кратко его можно представить в виде основных направлений – этапов деятельности:

1) разработка собственно концепции финансовой политики (с учетом общей концепции экономического роста в масштабах национальной экономики), определение ее основных направлений, главных целей и задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансами, т.е. осуществление конкретных действий на каждом этапе развития экономики, применительно к специфике каждого объекта управления и решаемой задачи.

4) финансовый контроль: анализ результатов и их соответствия с параметрам финансового планирования, анализ степени совпадения с ожидаемым результатом, выявление результирующего эффекта, оценка социальных последствий, внесение коррективов (в случае негативных последствий).

Статистика уровня безработицы в России по годам:

Данные по Занятости Населения в России по Годам:

Ниже представлены усредненные данные по занятости населения и уровне безработицы в России по годам в виде таблицы: численность экономически активного населения, количество людей, имеющих работу, количество безработных и уровень безработицы.


Статьи по теме