Дипломатическое и Консульское Право

Дипломатическое и Консульское Право.rar
Закачек 3630
Средняя скорость 1990 Kb/s

1. Понятие права внешних сношений. Органы внешних сношений государств.

2. Дипломатические представительства.

3. Консульские представительства.

4. Постоянные представительства государств при международных организациях. Спецмиссии.

1. Понятие права внешних сношений. Органы внешних сношений государств

Дипломатическая деятельность государства— это официальная деятельность государства, его органов и должностных лиц по защите прав и интересов данного государства, прав и законных интересов его физических и юридических лиц, поддержанию режима международного правопорядка и законности.

Правовые формы дипломатической деятельности государств: международные переговоры, заключение международных договоров, дипломатическая переписка, представительство государств в международных организациях и участие в работе международных конференций.

Дипломатическая деятельность реализуется через систему органов внешних сношений государств. Различают внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.

Внутригосударственные органы внешних сношений: глава государства, парламент, правительство, министерство иностранных дел, другие министерства и ведомства, в функции которых входит осуществление внешних сношений по специальным вопросам.

Зарубежные органы внешних сношений: дипломатические и консульские представительства, представительства государств при международных организациях, делегации на международных совещаниях и конференциях, специальные миссии.

Дипломатическое и консульское право- это отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления дипломатической деятельности.

Предметом дипломатического и консульского права является дипломатическая и консульская деятельность, деятельность официальных органов внешних сношений, правовое регулирование которой охватывает как область международных отношений, так и область внутригосударственных отношений.

Источники дипломатического и консульского права — международно-правовые нормы, содержащиеся в международных обычаях и договорах (политических, торговых), регламентах и постановлениях международных конференций и организаций (например. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., другие международные документы, как универсального, так и локального характера).

Положения о привилегиях и иммунитетах международных организаций содержатся обычно в уставах этих организаций. В отношении ООН и специализированных учреждений действуют две основные конвенции: Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. и Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. Кроме того, ООН и специализированные учреждения имеют двусторонние соглашения с государствами пребывания по вопросам привилегий и иммунитетов.

дипломатия консульство право

Дипломатическое и консульское право — это совокупность договорных и обычных норм, определяющих правовой статус, порядок и условия деятельности государственных органов внешних сношений и должностных лиц дипломатических и консульских представительств. Это одна из старейших отраслей международного права. Она возникла и стала развиваться со времени появления государств.

Кодификация дипломатического и консульского права была осуществлена в результате принятия в 1961 г. Венской конвенции о дипломатических сношениях, в 1963 г. — Венской конвенции о консульских сношениях, в 1969 г. — Конвенции о специальных миссиях, в 1975 г. — Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.

Основными внутригосударственными актами Российской Федерации о правовом положении и деятельности зарубежных органов внешних сношений на территории нашей страны являются Конституция Российской Федерации, Положение о МИД Российской Федерации, Положение о Посольстве Российской Федерации, Положение о Чрезвычайном и полномочном после Российской Федерации в иностранном государстве, Положение о консульском учреждении Российской Федерации. Изучение правового статуса этих органов государственной власти относится к предмету конституционного и административного права.

Органы внешних сношений по месту пребывания разделяют на внутригосударственные и зарубежные.

Внутригосударственные органы внешних сношений — парламент, глава государства, правительство и глава правительства, ведомство иностранных дел — осуществляют общее руководство внешними сношениями.

Зарубежные органы внешних сношений — дипломатические представительства государств (посольства или миссии), консульские представительства, представительства при международных организациях, международные конференции и совещания — осуществляют свою деятельность за рубежом. Наиболее важными зарубежными органами внешних сношений являются дипломатические представительства государств, функции и деятельность которых регулируются Венской конвенцией о дипломатических сношениях.

Основными функциями дипломатического представительства являются:

1) представительство государства;

2) защита интересов своего государства и его граждан;

3) ведение переговоров с правительством государства пребывания;

4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания;

5) поощрение дружественных отношений между своим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки (ст. 3, п. 1). Российские органы внешних сношений обязаны строить свою деятельность в соответствии с правилами дипломатического протокола.

Дипломатическое представительство состоит из главы дипломатического представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала. Членами дипломатического представительства могут быть только граждане пославшего их государства. Граждане страны пребывания могут входить в обслуживающий персонал лишь с согласия их страны. Глава представительства является высшим представителем для граждан и юридических лиц своего государства в стране пребывания.

Венская конвенция устанавливает порядок назначения глав дипломатических представительств, их классы и ранги. Аккредитование главы представительства обусловлено получением агреманана его назначение (ст. 4); другие сотрудники назначаются свободно своим государством. Ст. 14 Конвенции устанавливает следующие три класса глав дипломатических представительств: послы, посланники и поверенные в делах. Глава представительства приступает к исполнению своих обязанностей, как правило, после вручения им главе государства верительной грамоты, т. е. документа, удостоверяющего статус посла (посланника). Совокупность глав дипломатических представительств в одной стране принято называть дипломатическим корпусом, который возглавляет дуайен (старейший) — тот из послов, который ранее других приступил к исполнению своих функций.

Вопросы, связанные с функциями и деятельностью консульских представительств, регулируются Венской конвенцией о консульских сношениях (1963), а также консульскими межгосударственными конвенциями и консульскими уставами отдельных стран. Консульские представительства как зарубежные органы внешних сношений создаются по соглашению между заинтересованными государствами. В соответствии со ст. 9 Венской конвенции главами консульских представительств могут быть генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент. Современная практика государств знает, как штатных (должностных лиц, являющихся гражданами своего государства), так и нештатных (должностных лиц, назначаемых из граждан страны пребывания) консулов.

Порядок назначения консула определяется национальным законодательством. Так, в России консулы назначаются правительством, а, например, в Великобритании — королевой. Для назначения консула, как правило, требуется предварительное согласие соответствующего государства, которое называется экзекватурой. При назначении на должность консул получает консульский патент, в котором указываются местопребывание консульского учреждения и границы консульского округа. Консул приступает к исполнению своих служебных обязанностей, как правило, после получения экзекватуры.

Функции консула закреплены в Конвенции о консульских сношениях, в консульских конвенциях и консульских уставах отдельных стран и сводятся к следующему:

1) изучение и анализ всеми законными способами экономической, торговой, культурной, научной жизни консульского округа и сообщение этих сведений своему правительству;

2) защита интересов своего государства и его граждан (физических и юридических лиц);

3) содействие развитию экономических, культурных, научных, торговых связей между двумя странами;

4) выполнение некоторых функций административного характера (исполнение обязанностей нотариуса, регистрация актов гражданского состояния и др.);

5) выдача виз на въезд в представляемую консулом страну;

6) оказание помощи морским и воздушным судам (в том числе военным).

Основными функциями консульского представительства России являются охрана и защита в государстве пребывания экономических и правовых интересов России, а также прав и интересов граждан и юридических лиц России с учетом законодательства государства пребывания. Выполняя эту функцию, консул может без особой доверенности представлять российских граждан в учреждениях государства пребывания. Консульские представительства могут выдавать паспорта, продлевать, погашать визы на въезд в Россию и выезд из нее. Консул следит за тем, чтобы соблюдались права российских торговых судов и самолетов, имеет право выяснять обстоятельства происшествий, имевших место на судне или самолете, оказывает помощь экипажам.

Различают следующие функции российского консула в отношении российских военных кораблей, военно-вспомогательных судов и военных самолетов: в соответствии с Консульским уставом консул обязан всемерно содействовать российским военным кораблям, находящимся в портах, территориальных и внутренних водах государства пребывания в пределах его консульского округа, в вопросах связи с берегом, взаимоотношений с местными властями, материально-технического обеспечения.

Если отсутствует военный атташе, то консул принимает участие в решении всех вопросов, связанных с заходом военного корабля в порт. По прибытии военного корабля консул сообщает его командиру сведения, необходимые при сношении с местными властями. Консул обязан лично посетить прибывший корабль или отряд кораблей. В случае оставления тяжелобольного члена экипажа корабля на излечение в государстве пребывания консула последний должен следить за ходом лечения и обеспечить отправку российского гражданина на родину. Эти положения Консульского устава применимы и в отношении военных воздушных судов России.

Для успешного выполнения своих функций консульства пользуются привилегиями и иммунитетами, которые делятся на две группы: привилегии и иммунитеты консульских учреждений; личные привилегии и иммунитеты. Консульские помещения, архивы, служебная переписка, средства передвижения неприкосновенны; консульства освобождаются от налогов и пошлин. Также неприкосновенны должностные лица консульских учреждений, т. е. они не могут быть арестованы или заключены под стражу до вынесения судебного приговора. В отношении частных действий к консулам применима юрисдикция страны пребывания. Все сотрудники консульских учреждений могут вызываться в суд в качестве свидетелей, но не обязаны давать показания, связанные с их консульской деятельностью. На основе двусторонних соглашений привилегии и иммунитеты могут быть расширены.

Правовой статус военных атташе в юридической литературе практически не рассматривается. Однако знание российскими офицерами функций и правового положения военных атташе представляет несомненный интерес и является весьма актуальным как с точки зрения обороноспособности России, так и для практической деятельности военнослужащих, особенно находящихся за рубежом. Международно-правовое оформление института военных атташе как постоянных военно-дипломатических представителей при посольствах и миссиях (произошло в 60-х годах XIX в. В 90-е годы XIX в. появились военно-морские атташе, а в 20-е годы ХХ в. — военно-воздушные.

Порядок назначения военных атташе одинаков во всех странах. Кандидатуру на пост военного атташе предлагает военное министерство и сообщает ведомству иностранных дел. В состав посольства могут включаться в установленном порядке представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений. Условия их направления, назначения, деятельности и отзыва определяются в установленном порядке МИД России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями (Положение о Посольстве Российской Федерации, п. 12). Внешнеполитическое ведомство информирует страну пребывания о кандидатуре военного атташе. Ст. 7 Венской конвенции о дипломатических сношениях гласит, что в отношении военных, морских или авиационных атташе государство их пребывания может предложить, чтобы их имена сообщались заранее. Согласие государства запрашивается также на помощников и заместителей военного атташе. По прибытии в страну пребывания военный атташе представляется военному министру и министру иностранных дел.

Военный атташе и его сотрудники входят в состав дипломатического представительства. В своей служебной деятельности военный атташе подчиняется военному ведомству своей страны; в вопросах же общеполитических он работает под руководством дипломатического представителя. Военный атташе является советником посла по военным вопросам. Дипломатический ранг военного атташе и его сотрудников определяется национальным законодательством. В зависимости от воинских званий они приравниваются к поверенным в делах, советникам и секретарям дипломатического представительства.

Военные атташе аккредитуются в стране пребывания при военном ведомстве. Во главе корпуса военных атташе стоит старейшина. Им является, как правило, старший по рангу, а при равных рангах — первый по времени прибытия в данное государство. Корпус военных атташе так же, как и дипломатический корпус, имеет представительский характер: присутствует на военных маневрах, парадах и т. д. Старейшина корпуса представляет военных атташе перед военным ведомством (военным министром). Порядок сношения военного атташе с военными властями страны пребывания устанавливается национальным законодательством. Военные атташе контактируют с военными властями страны пребывания с помощью отдела внешних сношений военного ведомства. В этом отделе военный атташе получает различные интересующие его справки, материалы, печатные издания, а также разрешения на посещение воинских частей, военных учебных заведений, учений, маневров и др. При посещении воинских частей военного атташе, как правило, сопровождает сотрудник отдела внешних сношений военного ведомства. Функции военного атташе, сводятся в основном к представительству своей армии и сбору информации об армии страны пребывания. Военный атташе представляет свою армию и ее командование в иностранном государстве. С этой целью он присутствует на парадах, маневрах, посещает воинские части и учреждения. Представительская функция заметно расширяется в военное время, когда военные атташе непосредственно (а не через посла) участвуют в переговорах с представителями страны пребывания (например, в союзном государстве) о координации действий. Военные атташе, находящиеся во время войны в нейтральных странах, наблюдают за соблюдением последними нейтралитета. Значительный круг обязанностей возлагается на военного атташе в связи с пребыванием военных кораблей его страны во внутренних и территориальных водах иностранного государства. Основной функцией военного атташе является сбор военной, научно-технической и оперативной стратегической информации. Военный атташе должен владеть всеобъемлющими сведениями о вооруженных силах и органах национальной безопасности страны пребывания, о военном значении тех или иных событий во внутренней и внешней жизни государства. Деятельность военного атташе по сбору информации должна соответствовать общепризнанным нормам и принципам международного права, согласно которым он осуществляет свою деятельность легальными средствами. Сотрудники военного атташе обязаны уважать законы и обычаи страны пребывания, не вмешиваться в ее внутренние дела. Помимо сбора информации из официальных источников, военный атташе ведет личные наблюдения; с этой целью он с разрешения военного ведомства присутствует на военных мероприятиях, посещает военные объекты, совершает поездки по стране.

Статус военного атташе определяется нормами воинской вежливости, т. е. льготами и почестями, которые имеют военнослужащие страны пребывания применительно к обстоятельствам порядку отдания воинской части, участия в торжественных и иных воинских мероприятиях).

Дипломатическое и консульское право — это отрасль международного публичного права, состоит из принципов и норм, регламентирующих и регулирующих официальные отношения и связи между государствами и другими субъектами международного права, осуществляемые помощью органов внешних сношений. Начало становления этой отрасли связан с развитием человеческой цивилизации, поэтому она считается одной из самых древних в международном публичном праве.

Под дипломатическим правом следует понимать совокупность устанавливаемых в результате соглашения и обеспечиваемых субъектами международного права принципов и норм, выражают волю субъектов международного права, участвующих в международном общении, и регулируют деятельность этих субъектов с целью поддержания и укрепления мира и мирного сосуществования.

Дипломатическое право необходимо для реализации государством права посольства, которое состоит из: активного права — это право государства открывать дипломатические представительства за рубежом; пассивного права — это право государства принимать иностранные посольства.

Дипломатические отношения — основная форма поддержания официальных отношений между государствами в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения.

Дипломатическое право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:

Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г.;

Конвенции о специальных миссиях 1969 г.;

Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся межд. защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Консульское право — совокупность норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов. Консульские отношения представляют собой межд. административно-правовые отношения, предназначенные для защиты прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого.

Консульское право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:

Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (вступила в силу в 1967 г.);

различных двусторонних консульских конвенциях между государствами

Консульские отношения могут существовать и при отсутствии между государствами дипломатических отношений (например, в случае признания государства де-факто). Тем не менее установление дипломатических отношений влечет за собой и признание разрешения консульских отношений.

Источниками дипломатического и консульского права являются международные нормы, содержащиеся в обычаях и договорах международного характера (политических, экономических, торговых, консульских), в регламентах и постановлениях международных конференций и организаций, регулирующих дипломатические, консульские и иные отношения дипломатического характера.

Особенностью системы источников дипломатического и консульского права является то, что у нее, наряду с такими источниками, как международный порядок и международный договор, входят и акты национального законодательства.

Конвенции «О дипломатических сношениях» от 1961г. Конвенции о консульских сношениях от 1963. В 1975 году в Вене была заключена конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.

Конвенции регионального характера, регулирующие вопросы дипломатического и консульского права: Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 года, Каракасский конвенция о консульских функциях 1911 года, Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 года, Европейская конвенция о консульских функциях 1967 года.

Многосторонние международные соглашения по вопросу привилегий и иммунитетов их персонала. По ООН: Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года и Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 года.

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 1973.

Существует ряд так называемых национальных источников дипломатического и консульского права, принятые государствами в рамках внутригосударственного права.

Следует учитывать, что вся международная и внутригосударственная деятельность государств по регламентации дипломатических и консульских отношений должна отвечать следующим основным принципам и нормам:

— Закрепленным в Конституции и законах государства (в области административного, гражданского, уголовного, морского права и т.п.);

— Международного публичного и международного частного права;

— Дипломатического и консульского права;

— А также международно-правовой практике государств.

25. Дипломатические представительства: понятие, виды, функции.

Дипломатическое представительство (диппредставительство) — зарубежный орган внешних сношений государства. Учреждается на основе взаимного соглашения между государствами. Выступает от имени учредившего его государства. В основном, служит для поддержания дипломатических отношений.

Существуют два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Существенных различий между посольствами и миссиями нет, но большинство государств, в том числе и Россия, предпочитают обмениваться дипломатическими представительствами — посольствами. Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию — чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах. Дипломатические отношения устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами (например, Совместное заявление об установлении дипломатических отношений между РФ и ЮАР 1995 г., где стороны согласились установить полномасштабные дипломатические отношения на уровне послов). Могут также открываться отделения дипломатических представительств в различных городах. Так, в июне 1995 г. Правительство РФ дало согласие на открытие в Екатеринбурге отделения посольства Великобритании в РФ. Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса: чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств; чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств, поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах — лицо, временно исполняющего функции главы представительства любого класса во время его отсутствия (отпуска, отзыва и т.д.). Класс, к которому принадлежит глава, представительства в конкретном государстве, определяется соглашением между государствами об установлении дипломатических отношений

Дипломатические представительства выполняют следующие функции:

— представительство своего государства в стране пребывания;

— защита интересов аккредитующего государства и его граждан в стране пребывания;

— ведение переговоров с правительством страны пребывания;

— выяснение всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания;

— поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания.

Дипломатическое представительство – это орган государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений с данным государством.

Учреждение дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению государств и выражается в различных формах достижения соглашения. В международном праве существуют следующие виды дипломатических представительств:

1) посольство – дипломатическое представительство государства в городе, где расположено правительство иного государства или при международной организации. Территория посольства (а также недвижимое и движимое имущество, например автомобиль) юридически является территорией представленного посольством государства, там действуют законы представленного посольством государства, а также существующие договоры о дипломатическом иммунитете;

2) миссии – постоянное дипломатическое представительство, которое возглавляется посланником или постоянным поверенным в делах.

Различия между ними носят не правовой, а протокольный характер.

Дипломатический персонал представительств в данном государстве образует дипломатический корпус.

Главы дипломатических представительств согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. делятся на:

1) послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств;

2) посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;

3) поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Основная функция представительства состоит в представительстве своего государства. Ею определяются остальные функции, которые определены в ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., в частности:

— в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

— в ведении переговоров с правительством государства пребывания;

— в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;

— в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Важную роль играет информационная функция, состоящая в выяснении всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания и доведении информации до сведения своего правительства. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях функции представительства должны осуществляться таким образом, чтобы поощрять дружественные отношения с государством пребывания, развитие с ним сотрудничества в области экономики, культуры, науки.

Существенное значение имеет включение в Венскую конвенцию пункта об отсутствии препятствий к тому, чтобы дипломатическое представительство осуществляло и консульские функции (п. 2 ст. 3). Потребность в этом ощущается довольно часто.

Дипломатические представительства пользуются привилегиями и иммунитетами:

— неприкосновенность помещений представительства

— представительство освобождается от налогов, сборов, пошлин

— архивы и документы представительства неприкосновенны

Дипломатический персонал пользуется также иммунитетов, в том числе от уголовной юрисдикции.


Статьи по теме