Дипломная Работа по Истории

Содержание

Дипломная Работа по Истории.rar
Закачек 1782
Средняя скорость 5998 Kb/s

Почему студенты заказывают студенческие работы?

Написать дипломную работу по истории, на наш взгляд, сложнее, чем по экономическим дисциплинам. Обусловлено это тем, что для написания полноценного исторического исследования выпускнику необходимо поработать с огромным количеством источников.

Объем только ведения в дипломной работе по истории обычно превышает 15 печатных страниц. Во введении необходимо отобразить историографию темы — степень ее разработанности в науке. Сложность состоит в том, что в истории существуют различные периоды развития научных школ, многочисленные позиции историков по той или иной проблеме.

В содержании самой дипломной работы необходимо осветить все этапы, которые существовали в изучении конкретной темы на протяжении всего периода ее научного изучения. Также необходимо оценить то, правы или неправы, с позиций современной науки, были исследователи предшествующих периодов, и как эта тема освещается в историографии сегодня. По большинству исторических тем существует источниковая база исследования — данные археологии, летописи, старинные рукописи, научные исторические издания прошедших эпох, мемуары и т.д.

Помимо вышеперечисленного, в дипломной работе по истории необходимо дать оценку идеологической составляющей в изучении темы, каким-то образом сгруппировать имеющиеся научные труды, охарактеризовать наиболее крупные научные работы и т.д.

От выбора темы дипломной работы по истории напрямую зависит успешность ее написания и ее оценка.

Если сформулировать тему дипломной не удается, то можно посмотреть примеры тем дипломных работ по истории на сайте в перечне готовых работ.

Примерный список тем дипломных работ по истории:

  1. U.S. — Soviet relations
  2. А.Д. Сахаров: человек, ученый, политик
  3. Адольф Гитлер — путь к власти
  4. Амурская область в конце XIX века
  5. Анализ югославской модели социализма в контексте причин балканского кризиса 90-х годов.
  6. Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность
  7. Арсений Маркевич — организатор краеведческого движения в Крыму
  8. Битва за Москву
  9. Борьба за власть в партийно-государственном руководстве 1921-1941 гг.
  10. Брак и семья в раннесредневековой Франции
  11. Взаимоотношения церкви и государства в трудах К.П. Победоносцева
  12. Взаимотношения кыргызов с народами Центральной Азии
  13. Влияние личности Г. И. Остермана на внутреннее российское законодательство 1730-1740-х гг.
  14. Влияние Первой мировой войны на общественно-политические процессы в странах Европы
  15. Внешняя политика Китая в конце 70-х гг. XXв. — начале XXIв.
  16. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX веков
  17. Внешняя торговля России в X-XVII вв.
  18. Внутриполитическое развитие США при Р. Рейгане
  19. Возвышение Москвы и образование Российского государства
  20. Возникновение Османской империи
  21. Войны Речи Посполитой второй половины XVII-первой четверти XVIII веков
  22. Воспитание гражданственности и патриотизма
  23. Всеукраинский съезд советов, его образование
  24. Выдающаяся роль Леонарда Эйлера в развитии алгебры, геометрии и теории чисел
  25. Георгий Иванов (из истории русской эмиграции)
  26. Голод на Северном Кавказе в 1932 — 1933гг.
  27. Государственный строй эпохи Петра I, сословная реформа
  28. Демократические преобразования в Египте (1952-1956 гг.)
  29. Деятельность Американской Администрации Помощи на Ставрополье во время голода 1921-1922 гг
  30. Деятельность Американской Администрации Помощи на Ставрополье во время голода 1921-1922 гг. Европейское и колониальное направление французской дипломатии конца XIX-начала XX вв.
  31. Деятельность В. М. Пуришкевича в Государственной думе
  32. Жизнь и общественная деятельность Сципиона Эмилиана Африканского Младшего
  33. Иван IV — альтернативный путь развития России во второй половине XVI века Индийский фактор в британо-российском противостоянии на Востоке во 2-ой половине XIX — начале XX вв
  34. Интеллигенция в деловой жизни Петербурга накануне Первой мировой войны
  35. Историография Крымского ханства
  36. История и исторические личности
  37. История развития идеологов социал-демократии
  38. История села Кольчугино
  39. История села Надеждинское Еврейской автономной области
  40. Кабинет Столыпина: результаты деятельности
  41. Кавказская война 1817-1864 годов
  42. Керенский: трагедия политика новой эпохи
  43. Китайская война 1894-1895 годов
  44. Конституционная политика в Индии
  45. Королевская власть у франков и англосаксов в I — IX веках
  46. Культура Ирана от Средневековья до Нового времени
  47. Культура, духовная жизнь и быт ставропольцев в XIX в.
  48. Культурная жизнь общества: поздний «сталинизм», «оттепель», «застой»
  49. Либеральная мысль в Российской имерии во второй половине XIX века
  50. Межэтнические конфликты на постсовестком пространстве
  51. Меры длины древнерусского государства
  52. Миграция сельского населения XVIII — I пол. XIX вв., исторические и психологические аспекты
  53. Московская конференция 1941 года
  54. Муниципальные займы Нижнего Новгорода
  55. Национализм в России в конце XX – начале XXI веков
  56. Национальная культура в России в XVIII веке
  57. Национальная освободительная война 1648-1654 гг.
  58. Национальная политика Австрии
  59. Национальное движение в Башкортостане (1905-1917)
  60. Национально-освободительное движение в Греции Филики Этерия
  61. Нашествие Наполеона на Россию 1812 года в работах советских историков XX века
  62. Образование Индийского Национального Конгресса и его деятельность
  63. Образование ТУАК и основные направления деятельности
  64. Общественно-политическое развитие Ирана при правлении лидеров ислама аятоллы Хаменеи, Рафсанджани и Хатами
  65. Общественный и государственный строй Речи Посполитой и России в XVII–XVIII вв.
  66. Орден тамплиеров, как субъекта международных отношений XII-XIV веков
  67. Основные представители русской исторической науки
  68. Особенности внешней политики государства Израиль в период премьер-министерства Бениамина Нетаниягу
  69. От режима личной власти к коллективному руководству. (Изменения в системе политической власти после смерти И.В. Сталина в 50-е годы)
  70. Палестино–израильский конфликт в контексте истории
  71. Первые конституции азиатских государств. Сравнительный анализ
  72. Период народной демократии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы
  73. Погребальные памятники эпохи бронзы
  74. Политика Жака Ширака
  75. Политическая деятельность Махатма Ганди
  76. Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции
  77. Политические заключенные царской России в иркутской области
  78. Политический портрет Д.А. Кунаева
  79. Политическое завещание кардинала Ришелье
  80. Польша от 1914 года к началу второй мировой войны
  81. Призвание варягов в Отечественной историографии XIX вв.
  82. Проблема культурно-исторических взаимоотношений Москва-Петербург и их отражение в социально-философских, публицистических и художественных текстах
  83. Проекты П.А. Столыпина
  84. Происхождение восточных славян в отечественной и зарубежной историографии
  85. Развитие абсолютизма в России в XVIII веке
  86. Развитие книгоиздательства в Кыргызстане
  87. Развитие рабочего движения в Германии в 60-70х годах XIX века (от создания рабочей партии до принятия исключительного закона против социалистов)
  88. Развитие русского права Древней Руси
  89. Реализация традиций обучения истории 60-70-х гг. ХХ века в современной школе
  90. Режим санации
  91. Репрессии среди крестьян на территории Западной Сибири в 1930-е годы
  92. Реформа 1861 года. Отмена крепостного права
  93. Реформы Александра ІІ
  94. Римско-германское противостояние в IV в. н.э.
  95. Роль военного фактора в истории России
  96. Роль Ставки верховного главнокомандующего в годы Великой Отечественной войны Российско-германские отношения 1917-1918 гг.
  97. Российско-китайские отношения: история и современность
  98. Россия и мировые войны: уроки и итоги
  99. Рубрика: История и исторические личности
  100. Русская православная церковь и органы НКВД в 1920-е — 1930-е гг.
  101. Русь в IX-XIII веках: от единства к раздробленности
  102. Светская и церковная власть, их взаимодействие в контексте «Жития митрополита Филиппа»
  103. Северный Кавказ в истории России (XVI-XIX вв.)
  104. Советский кинематограф 20-30-х гг. Политическое отношение к нему
  105. Советско-германские отношения в 1920 – начале 30-х гг
  106. Советско-германские отношения в 1920 – начале 30-х гг.
  107. Создание и функционирование Верховного тайного совета
  108. Сословная политика царского самодержавия
  109. Социальная политика советского руководства в первой послевоенной пятилетке
  110. Социально-экономические аспекты традиционной структуры Казахстана в 20-30 годы ХХ века
  111. Социально-экономическое положение СССР 1945-1953 г.
  112. Сравнительная характеристика тоталитарных систем Восточной Европы
  113. Сравнительный анализ крестьянского движения в 1920-1921 гг. на основе материалов Саратовской и Тамбовской губерний
  114. СССР в 1980-1990 гг.: причины и последствия распада
  115. Турция — от империи к республике. Государственная бюрократия и проблемы модернизации
  116. Формирование Британской парламентской системы в первой трети XIX в.
  117. Эволюция семейных ценностей американской семьи 19 века
  118. Японо-американские отношения во второй пол. ХХ нач. ХХI в.

По любой из вышеприведенных тем, а также по любой другой, можно оформить заявку на написание дипломной работы по истории на заказ.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Кафедра Новой и Новейшей истории

Генезис снайперского искусства сквозь призму международных конфликтов п.п. ХХ в.

Выпускная квалификационная работа по специальности 030401.65 «История»

студент V курса

Допустить к защите

Научный руководитель:

Любецкий А.Е., канд. ист. наук,

Новой и Новейшей истории

__________________________ Рецензент:

Оценка:___________________ Чуриков А.В., старший

Председатель ГАК: преподаватель кафедры

__________________________ Новой и Новейшей истории

АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ КАМПАНИЯ В ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ В СССР

Кафедра новейшей истории России

АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ КАМПАНИЯ В ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ В СССР

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

по специальности – история

План

Глава I . Политика государства и общества в отношении

пьянства в XV – начале XX вв………………………………………………. 13

1.1. Мероприятия по снижению алкоголизма до событий октября 1917 г…..13

1.2. Алкогольная политика государства (1917 – 1985 гг.)…………………….23

Глава II. Проблема алкоголизма в периоды «застоя» и «перестройки»……..33

2.1..Социально-экономическая ситуация в СССР в начале 80-х гг. ХХ в…. 33

2.2. .Реализация государственной антиалкогольной политики

Глава III. Результаты кампании по борьбе с пьянством………………………54

3.1. Последствия для экономики………………………………………………..54

3.2. Демографическая ситуация после окончания кампании…………………65

Список источников и литературы………………………………………………75

Инквизиция в системе средневекового судопроизводства

Дипломная работа

Инквизиция в системе средневекового судопроизводства

Введение

Римская церковь, основанная около двух тысяч лет назад, – старейший институт современного западного мира. В известном смысле именно эта ветвь христианства во многом определила ход мировой истории. С падением Западной Римской империи роль римской церкви резко возросла. Она стала единственной объединяющей силой множества новых европейских монархий. Тогда же сложилась жесткая иерархия, подчиняющая Папе Римскому священнослужителей всех западных стран. Кроме укрепления папства, средневековое развитие католицизма хорошо известно двумя явлениями – крестовыми походами и инквизицией, которые выражали стремление к власти внутри Европы и на Востоке, где христианству противостоял ислам.

Одной из основных характеристик средневековья является влияние католической церкви на жизнь общества, в том числе, и на систему права и судопроизводства. Святая инквизиция, или святой трибунал (sanctum officium) – учреждение католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков, привлекающее внимание не только специалистов, исследователей, но и авторов и читателей научно-исследовательской литературы. Термин «инквизиция» существует издавна, но до XIII в. не имел специального значения, и церковь еще не пользовалась им для обозначения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков. Этот аспект деятельности базируется на некоторых общих положениях христианского вероучения, уточнявшихся и объяснявшихся в угоду стремлениям средневекового папства. Начала инквизиции можно усмотреть еще в первые века христианства – в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви. Со времени признания христианства государственной религией Римской империи к церковным наказаниям присоединились и гражданские.

Дифференцированный подход на уроках истории

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Дифференцированный подход на уроках истории

Содержание

Глава 1. Теоретические основы дифференциации в психолого-педагогической литературе…………………………………………………….10

1.1. Проблема дифференциации в педагогической теории и практике…………………………………………………………………..10

1.2. Дифференциация обучения — одно из средств решения задач развития современной школы……………………………………………17

1.3. Организационные психолого-педагогические основы дифференциации……………………………………………………….…23

1.4 Направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся………………………………………………………….………31

Глава 2. Методические аспекты реализации дифференцированного обучения учащихся на уроках истории……………………….……….47

2.1. Характеристика этапов и содержания опытной работы по реализации дифференцированного обучения учащихся на уроках истории…………………………………………………………………….47

2.2. Методические особенности реализации внутриклассной дифференциации на уроках истории……………………………………51

2.3 Оказание дифференцированной помощи учащимся на уроках истории……………………………………………………………………58

2.4 Динамика развития учащихся в процессе реализации дифференцированного обучения учащихся на уроках истории……….71

Список использованных источников и литературы…………………………………..82

Образование Киевской Руси: итоги дискуссии по варяжскому вопросу

Факультет гуманитарных и социальных наук

Кафедра истории России

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Образование Киевской Руси: итоги дискуссии по варяжскому вопросу

Аннотация

Варяжский вопрос является одним из центральных в русской истории. Ни один учёный, занимающийся изучением образования древнерусского государства, не обходил эту тему стороной. Точка зрения того или иного исследователя на последующие события истории России во многом определяется отношением именно к этой проблеме. Постановка и решение историографических проблем, связанных с возникновением государственности на Руси, возможна только в русле общей постановки и изучения варяжской проблемы.

Предметом данного исследования являются закономерности развития исторической мысли по варяжскому вопросу, которые можно выделить за три века обсуждения (с XVIII по ХХI век). Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а так же приложения. В качестве источников в работе выступают труды историков, в которых предпринимались попытки решить норманнский вопрос. Особое внимание уделяется итогам дискуссии по данному вопросу, подведённым в начале XXI века крупными отечественными историками, как со стороны норманнистов (Л. С. Клейн), так и со стороны антинорманнистов (В. В. Фомин). В работе делается попытка сравнить выводы обеих сторон и оценить степень доказательности предлагаемых доводов.

Автор пришёл к выводу, что в настоящее время норманнский вопрос нельзя считать окончательно решенным. Новое поколение ученых включается в старую дискуссию. Появляются комплексные взгляды на процесс создания государства у восточных славян и роль в этом процессе разных компонентов, в том числе и скандинавского. Настораживает лишь тот факт, что снова решение норманнского вопроса во многом носит политический характер.

Работа содержит 92 страницы, с использованием 10 источников, 1 приложения.

Мода первой половины ХХ векакак отражение событий двух мировых войн

Мода первой половины ХХ векакак отражение событий двух мировых войн

Содержание

Глава I. Изменения в одежде в период с рубежа XIX – XX веков до

начала первой мировой войны…………………………………………………….14

  1. Социально-экономические и политические предпосылки, способствующие изменению модных тенденций в одежде на рубеже
  1. Отражение коренных изменений жизни женщин на рубеже

XIX – XX веков в её костюме………………………………………………….24

Глава 2. Изменения в одежде в период между двумя мировыми войнами……40

  1. Исторические условия формирования модных тенденций в одежде в период между двумя мировыми войнами.……………………………………40
  2. Мода как отражение предвоенной ситуации 1930-х годов……………50
  3. Влияние событий второй мировой войны на модные

Список используемых источников и литературы………………………………..83

Конфликт короны и парламента при первых Стюартах (1603-1649гг.)

Факультет гуманитарных и социальных наук

Кафедра всеобщей истории

Конфликт короны и парламента при первых Стюартах (1603-1649гг.)

В данной выпускной квалификационной работе (ВКР) рассматривается конфликт короны и парламента при первых Стюартах (1603-1649).

Структура данной ВКР выглядит следующим образом.

В первой главе «Англия в первой половине XVII века: абсолютизм или «свободная монархия» Якова I Стюарта» рассматривается общее состояние английской экономики, особенности социального, политического и идеологического развития Англии к началу правления династии Стюартов. На основании анализа политических трактатов Якова I даётся характеристика политическим идеям короля, а также их влияние на взаимоотношения с парламентом.

Вторая глава названа «Противостояние короны и парламента в первой половине XVII века». В ней рассмотрены важнейшие аспекты правления Якова I, вызвавшие наиболее острую полемику в парламенте. Политическая борьба в парламентах Карла I Стюарта, которая привела к разрыву между королём и парламентом и английской революции.

Работа выполнена печатным способом на 163 страницах с использованием 10 источников.

In diesem letzten Qualifying Arbeit (SRS) wird als Kampf Krone und Parlament in den ersten Stuarts (1603-1649).

Die Struktur dieser Diplomarbeit sieht so aus.

In das erste Kapitel von «England in der ersten Hälfte des XVII Jahrhundert: Absolutismus, oder «frei Monarchie James I Stuar» gilt als der allgemeine Zustand der britischen Wirtschaft, vor allem die sozialen, politischen und ideologischen Entwicklung von England an die Spitze der Stuart-Dynastie. Basierend auf der Analyse der politischen Abhandlungen von James I beschreibt die politischen Ideen des Königs, sowie deren Auswirkungen auf die Beziehung mit dem Parlament.

Das zweite Kapitel heißt «Angesichts der Krone und Parlament in der ersten Hälfte des XVII Jahrhunderts». Es werden die wichtigsten Aspekte der Regierungszeit von James I, die das umstrittenste Thema im Parlament hervorgerufen. Der politische Kampf in den Parlamenten von Charles I, die zum Bruch zwischen dem König und Parlament geführt, und der englischen Revolution.

Die Diplomarbeit wird auf 163 Seiten gedrückt und enthält 10 Quellen

1 Англия в первой половине XVII века: абсолютизм или «свободная монархия» Якова I Стюарта

1.1 Экономическое развитие

1.2 Социальная структура английского общества

1.3 Английская идеология в конце XVI начале XVII вв

1.4 Идеал абсолютной монархии в произведениях Якова I Стюарта

2 Противостояние короны и парламента в первой половине XVII века

2.1 Яков I Стюарт и парламент

2.2 Борьба Карла I Стюарта с парламентской оппозицией

Список использованных источников и литературы

Диплом: Советское учительство в 1930-е гг

СОВЕТСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В 1930-е гг.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

Глава I. Система школьного образования

1. 1. Школы и их виды

1. 2. Кадровое обеспечение школ (учительство в зеркале статистики)

Глава II. Социальный и профессиональный статус учителя

2. 1. Профессиональная подготовка учительских кадров и их квалификация

2. 2. Уровень жизни учителей (материальное и социальное положение учителя)

Список используемых источников и литературы

Брачно-семейные отношения в западной Европе в период средневековья

Актуальность данной темы определяется тем, что брачно-семейным отношениям историки не всегда уделяют должное внимание. Семья, являясь первичной ячейкой общества, содержит множество информации о нем, выступает носителем определенных социальных стереотипов, несет в себе дух эпохи. Также тема определена социальной значимостью историкодемографических исследований в современной исторической науке; созвучностью данной темы с теми проблемами, которые сегодня стоят перед российским обществом — ранние браки; недостаточное внимание, оказываемое в семье детям; место и роль мужчины и женщины в семье.

Для того чтобы представить себе историческое прошлое, недостаточно изучить только лишь политическую и экономическую историю, следует реконструировать жизнь и быт людей изучаемого времени. Немаловажное место в жизни людей занимают супружеские отношения, дети, семья. Однако и сегодня эти отношения сталкиваются с множеством проблем, порой трудноразрешимых. Опыт прошлого позволяет определять причины этих явлений и делать правильные прогнозы, осуществлять эффективные меры для выхода из кризиса.

Каждое время наполняет все ключевые явления человеческой жизни, и в том числе брак, любовь, счастье и несчастье, своим неповторимым содержанием. Поэтому и представления людей разных исторических эпох об окружающем их мире, об основных ценностях жизни, о самих себе глубоко различны. Одна из актуальных задач исторической науки как раз в том, чтобы раскрыть меняющийся смысл этих представлений и показать, как в зависимости от социального контекста переосмысливается вся совокупность человеческих радостей и горестей. Только при таком подходе можно понять подлинные мотивы, побуждавшие мужчин и женщин далекого прошлого спешить (или, наоборот, не спешить) с браком, сохранять (или не сохранять)

Образовательная политика в РСФСР и её реализация в Чкаловской области в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945гг. Дипломная работа.

Тема данной выпускной квалификационной работы — «Образовательная политика в РСФСР и её реализация в Чкаловской (Оренбургской) области в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.» В работе рассматриваются теоретические вопросы, проблемы и функционирование системы образования и воспитания молодёжи в условиях военного времени. Используются методы сравнительного анализа различных источников и историографический анализ темы.

Задачами работы являются анализ процесса обучения и исследование воспитательной работы с учащимися школы ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищ в период войны.

Дипломная работа Нашествие Наполеона на Россию 1812 года в работах советских историков XX в.

Введение Актуальность темы исследования. Наполеоновская армия весной 1812 года выступила в поход против России. От исхода этой войны зависела участь не только России, но и многочисленных европейских государств, ибо все они находились в прямой или косвенной зависимости от наполеоновской Франции.

Казалось, что ничто не может остановить армию Наполеона. Однако поход в Россию, начатый непобедимым полководцем, закончился, как известно, невиданным в истории разгромом. Многотысячная армия Наполеона, вторгнувшаяся в пределы России, была начисто уничтожена. Лишь несколько тысяч солдат и офицеров вместе с Наполеоном спаслись бегством.

Война 1812 года, закончившаяся крушением наполеоновской империи и радикальным изменением всей политической обстановки в Европе, оставила неизгладимый след в мировой истории.

До сих пор по многим вопросам истории эпопеи 1812 года ведется полемика. Поэтому эта тема остается актуальной в истории. Ныне история наполеоновского нашествия на Россию насчитывает тысячи работ советских и российских историков – монографий, коллективных трудов, брошюр, статей, рецензий, документальных публикаций.

Назрела необходимость подведения историографических итогов большой и плодотворной работы, проделанной отечественными историками в XX веке по изучению «русской компании» 1812 года.

Состояние научной разработанности темы. Результаты исследований обобщались в нашей историографии неоднократно. Но монографически изданная за советский и последующий период (1920–2004) литература по истории войны 1812 года не изучалась. Историографические обзоры отражали состояние ее разработки только за отдельные периоды. Так, в трудах Л.Г. Бескровного и П.А. Жилина сделан обзор основной и зарубежной советской литературы, вышедшей в свет до 1962 года.

В обзорах Абалихина Б.С., Дунаевского В.А. проанализирована литература, опубликованная в 1962–1982 гг.

Обзоры литературы и источников по конкретным проблемам эпопеи 1812 года содержатся в ряде монографий, историографических статей и в предисловиях к сборникам документов. Но, как правило, эти обзоры охватывают литературу и публикации, изданные до 150–летнего юбилея войны 1812 года, т.е. до 1962 года. При этом анализировались далеко не все историографические источники.

Среди последних работ по историографии войны 1812 года можно назвать следующие: Троицкий Н.А. Отечественная война 1812 года. История темы. (Саратов. 1991), Шеин И.А. Война 1812 года в отечественной историографии (М., 2002), он же «Эпоха 1812 года. Исследования. Источники. Историография. (М.,2002).

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является поход Наполеона в Россию 1812 года.

Предметом исследования выбрана советская историография XX в.– начала XXI века наполеоновского нашествия на Россию.

Цель и задачи работы. Целью работы является анализ комплекса историографических и источниковедческих работ, изданных в России в XX – начале XXI вв. Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:

Дать периодизацию историографии войны 1812 года, выделить основные этапы ее развития. Определить вклад советских ученых в изучение темы в целом, а так же ее узловых проблем. Определить дискуссионные вопросы по теме. Проследить изменения взглядов историков на тему в период с 1920 по 2004 год.

Хронологические рамки исследования. В работе используются как исторические, так и общенаучные методы. Основу составляет проблемно–хронологический принцип анализа литературы и источников, через методы анализа и синтеза. При сопоставлении различных точек зрения, и выявлении дискуссионных вопросов применяется историко–сравнительный и историко–системный метод.

Научная новизна. Новизна работы заключается в представлении комплексного исследования историографии войны 1812 г., за период 20-х гг. XX начала XXI в. В работе дан анализ работ современных историков; показано влияние политики и времени на развитие исторической науки.

Материалы работ могут помочь разобраться во многих спорных аспектах войны 1812 года, понять, почему менялось мнение историков в освещении ее событий.

Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, трех глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объем работы — страниц.

Глава I. Начальный этап и становление советской историографии Отечественной войны 1812 года (1920-1945 гг.)§ 1. Освещение наполеоновского нашествия отечественными историками в 20-30 гг.

Великая Октябрьская революция в России и последовавшая гражданская война во многом определили направления исследований советской исторической науки. Основное внимание было уделено в первую очередь новейшим событиям в истории нашей страны. История же XIX в. и предшествующих ему столетий рассматривалась как нечто малозначимое. Этот вывод можно распространить и на Отечественную войну 1812 года.

В 20-е годы историческая наука еще не была полностью унифицирована марксистской исторической теорией, в исторической науке продолжали трудиться видные представители старых, дореволюционных направлений и школ (Н.И.Кареев, Е.В.Тарле и др.), выходили их труды, не вписывавшиеся в рамки официальной государственной идеологии.

Переломным стал 1929 г., когда официальный руководитель исторической науки, зам. наркома просвещения М.Н.Покровский объявил об окончании «периода мирного сожительства» с учеными дореволюционной школы, началась чистка в Академии наук, и ставший председателем Совнаркома В.И.Молотов заявил, что 1930 год должен стать «последним годом для старых специалистов». Началось ужесточение политики правительства по отношению к буржуазным историкам. Своего апофеоза оно достигло в ходе «дела историков», были арестованы многие ученые-историки, в том числе и академик Е.В. Тарле (сослан в ссылку).

Правительство проводило политику по ликвидации буржуазного направления в исторической науке России. Фактически было ликвидировано университетское историческое образование, и вместо исторических факультетов в университетах были созданы факультеты общественных наук. Тематика исследований должна была соответствовать требованиям новой идеологии.

Покровский свел содержание школьного и вузовского курсов истории к преподаванию обществоведения, акцентируя внимание на изучении классовой борьбы, Покровский выхолащивал из истории вопросы культуры, вклад крупных политических деятелей, полководцев, дипломатов.

В 1923 г. выходит сборник статей М.Н. Покровского «Дипломатия и войны царской России в XIX столетии», включивший ряд дореволюционных работ историка без каких-либо коррективов и дополнений.

Россию, и только ее, Покровский пытался представить в качестве агрессора, утверждая, что в декабре 1810 г., в то время как Наполеон, вовремя предупрежденный об этих планах, «получил полтора года на подготовку своего «нашествия», — по существу явившегося актом необходимой самообороны». Менее всего склонен М.Н.Покровский считать начавшуюся войну Отечественной. Само это слово он обычно ставил в иронические кавычки, утверждая, что виновником в начавшейся с Францией войне было исключительно русское дворянство.

Низкой оценки заслуживают у Покровского русская армия и ее командование. Армия, утверждал он, «управлялась так же плохо, как и всегда». Кутузов «оказался слишком стар для каких бы то ни было решительных действий…», а при Бородине он «достиг только того, что не был разбит наголову…».

Народную войну вызвало лишь мародерство «Большой армии», а патриотизм русского народа – всего лишь результат «защиты своего очага от мародеров»1. Эти высказывания М.Н.Покровского не являются оригинальными. Родоначальником подобной «концепции» явился помощник московского почт-директора в 1812 г. впоследствии член Главного управления училищ и попечитель Петербургского учебного округа, известный реакционер Д.П.Рунич, который в своих записках, опубликованных в «Русской старине» (1902. № 3) утверждал, что в войне 1812 года «патриотизм был … не при чем . русский человек защищал в 1812 году не свои политические права. Он воевал для того, чтобы


Статьи по теме