Доклад Художественная Роспись Тканей

Доклад Художественная Роспись Тканей.rar
Закачек 1888
Средняя скорость 6956 Kb/s

Творческие работы Царёвой Анны

Немного об истории росписи тканей

Роспись ткани – древнее искусство, которое пришло в Европу из Индонезии, где роспись различных предметов и текстиля была неким ритуалом поклонения богам.
Классическую индонезийскую палитру можно разделить на цвета с оттенком слоновой кости, все многообразие оттенков коричневого, и конечно же самый яркий цвет – синий.
Рецепты по изготовлению красок хранились мастерами в строжайшем секрете.
В древности считалось, что одежда, украшенная росписью,
защищает человека от всяческих напастей. Возможно это и правда, ведь художник рисуя, передает через краску свою положительную энергию и позитивно заряженные мысли.

Настоящий расцвет этого искусства был в Китае.
Ведь именно китайцы подарили миру пожалуй самый идеальный материал для росписи – шелк.
И с того времени батик на шелке приобрел популярность во всем мире, он очень популярен и по сей день.

В Японию технология батика, вероятней всего, пришла из Китая или Индии.
В переводе на японский, батик звучит как «рокэти». Японцы соединили полученные знания, с собственным национальным наследием, получив тем самым красивейшие изделия с традиционными сюжетами и рисунками. Разрисованные ткани в основном использовались для изготовления ширм и одежды. Наиболее важным и знаменательным для развития и становления батика в Японии стал XIII век, который по праву считается золотым веком или веком художественного, ткацкого производства. В этот век появляются разнообразные техники росписи тканей, например такие как – суримон (восковая набойка), кокэти – техника нанесения узоров по трафарету и т.д. Со временем технологии батика менялись и становились совершенней, уже к началу XIX века изготовление тканей и узоров достигает совершенства, в этот период происходит переход от ручной работы к штамповке.

Первыми европейцами, которые начали применять батик при изготовлении декоративных тканей в первой половине XIX века стали голландцы. Вскоре немцы начинают производство батика и ставят его на поток, тем самым сохраняя наработанные технологические процессы изготовления батика в Европе.
На сегодняшний день именно немцы делают все возможное для популяризации и продвижения этого замечательного искусства.

«Железный занавес», который возник в России в XX веке, наложил свой отпечаток и на развитие батика.
Большинство россиян, не выезжавших за пределы своей родины, попросту не знало о существовании батика и технологиях росписи тканей.
Постепенное развитие батика в XX веке было связано с повальным увлечением стилем «модерн». Это послужило толчком к изобретению новой технологии, а именно резервирующего состава, который не требовал нагревания.
Таким образом, Россия стала родиной холодного батика. Но не смотря на это, развитие батика в России происходило очень медленно, это связано с постепенным спадом спроса на платья с асимметричным рисунком и шелковые шали с орнаментом в восточном стиле. Главным в то время считался именно изображенный символ,
а не технология его рисования.
Начало 70-х стало небольшим прорывом в развитии технологий окрашивания, это было обусловлено появлением нового поколения художников-текстильщиков, которые получали образование в Строгановском и Мухинском училищах, а вскоре и в текстильном или технологическом институтах. Постепенно ситуация улучшалась, начали развиваться всевозможные организации, которые и давали новый толчок в развитии и становлении батика, в нашей стране и росписи тканей в целом.

Этот удивительный по своему многообразию батик, постепенно распространившийся по всему миру, сегодня радует глаз миллиардов людей, принося своим авторам доход и удовольствие.

На сегодняшнем рынке есть не мало и других красок по ткани, которыми художники с удовольствием пользуются и также сочетают их с батиком. Так, например, также распространены акриловые краски для ткани.
Считается, что они впервые появились в 1950 году в Мексике, затем акриловые краски, эмали и лаки стали производить в соединенных штатах и странах Европы.

Роспись по ткани – удивительное искусство, которое не прекратит своего развития никогда!

Художественная роспись тканей

История развития художественной росписи тканей .

2.1. Материалы и оборудование для художественной росписи ткани .

2.2. Технологические особенности . .

Методика и последовательность изготовления изделия .

Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в процессе обучения в школе . .

Список использованной литературы . .

Ты сам — произведение искусства

Открой искусство в себе.

Эмиль Жак Далькроз

Искусство — это прежде всего воспитание души, воспитание чувств, уважения к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует его, создает представление о прекрасном, окрыляет мечту, делает богаче человеческую душу.

Искусство — это память народа. Оно связывает времена в нашем сознании, выстраивает наше прошлое, делает нас соучастниками событий и давно минувших и нынешних.

Народ изобразительное и декоративное искусство своими корнями уходит в глубокую древность. Оно неразрывно соединенное с магически обрядовой и хозяйственной деятельностью человека. Именно поэтому произведения народного искусства включают как духовные, так и материальные признаки. Между бытовыми предметами из дерева, глины, камня и других материалов и предметами — произведениями народного искусства не существует четкой границы. Распространенное утверждение, что каждая вещь, изготовленная вручную, имеет определенные художественные качества. Правда эти качества пение размерные только с природными свойствами материала и результатом его обработки (фактурой, текстурой, цветом и т.п.). Все природные и технологические показатели непременно образуют художественную выразительность первичного уровня. Но если народный мастер сознательно и целенаправленно усиливает художественную выразительность благодаря пение размерности формы, конструкции, целостности и семантики орнаментальных структур, то такой выбор приобретает особую выразительность высшего уровня. Он воспринимается эмоционально-чувственно, становится не только предметом, а произведением искусства. Итак, народное искусство сочетает в себе духовно-материальную деятельность человека, выраженную в художественных произведениях.

Народное искусство ярко характеризует национальные особенности нации, локальные отмены этнографических групп, «это прошлое в современном». С прошлым народные художественные произведения объединяет традиция и коллективный способ ее регулирования. Только благодаря бессчетным повторением схем, мотивов, образов, форм утверждается художественная традиция и передается из поколения в поколение, совершенствуясь и приобретая волшебной совершенства.

Достопримечательности каждой, конкретной эпохи показывают, как люди научились работать с природными материалами и из них изготавливали, какую силу надваты им с помощью символов — знаков (орнамента), что делало обычные вещи бытового назначения произведениями искусства.

Декоративно-прикладное искусство предметно-духовный мир человека — включает в себя многочисленные виды художественной практики. Это плетение и ткачество, роспись и вышивка, резьба и вытачивания. Одни виды — керамики, обработка кости и камня, плетение — вышивки на заре человеческой цивилизации, другие — молодые: кружево, гобелен, изделия из бисера, вышивки из бумаги. Им едва насчитывается несколько веков.

Между прикладной и декоративной гаммой является промежуточная декоративно-прикладное, сочетающий в себе предметы и функциональные качества объединены пространственной конструкции и художественные экспрессии соответствующего декора. Она подчиняется аналогичными морфологическими концепциями.

Виды декоративно-прикладного искусства — главная структура единицы морфологии. Это — художественное деревообробництво, художественная обработка камня, художественная обработка кожи и рога, художественная керамика, художественное стекло, художественное плетение, вязание, художественное ткачество, ковроделие, вышивка, кружево, изготовления изделий из бисера, эмали, а также мебели, посуды , домашних украшений, игрушек, одежды, ювелирных изделий. Все они относятся к декоративно-прикладного искусства. Каждый из видов уникальный по специфике материалов, технологическим процессом обработки, по художественно-композиционными закономерностями структуры образов.

Произведения декоративно-прикладного искусства находятся под влиянием духовной наполненности времени. Этот фактор действует в прямой зависимости от величины промежутка времени, удаляется от момента его создания. Другими словами, чем больше возраст произведения, тем его духовная наполненность сильнее возбуждает наши эстетические чувства.

Сегодня декоративно прикладное искусство рассматривается как важная художественная ценность, которая выполняет многочисленные функции — познавательную, коммуникационную, эстетическую.

История развития художественной росписи ткани

Искусство украшать ткани известно с древних времен. Сначала появился ткацкий рисунок, который создавали особым переплетением нитей в процессе изготовления тканей. Позже рисунок стали наносить вручную. Еще позже были изобретены печатные деревянные доски.

В ХVIII веке для печати начали использовать металлические набивные доски.

Следующим шагом стало изобретение печатных машин. Рисунок мастера-гравера вырезали на металлических валах, валы погружали в краску, прокатывали по ткани, нанося узор. Если рисунок был цветным, подготавливали несколько таких валов — для каждого цвета краски.

Иногда при оформлении ткани использовали одновременно два способа украшения — переплетение нитей и роспись (или набойка). Такими были китайские ткани «кесе», в которых ткацкий узор дополняли росписью кисти.

Древнейшим из известных росписей (около двух тысяч лет) является китайская роспись из древнего захоронения. Ткань на удивление хорошо сохранилась. Она покрыта темными фигурами, раскрашенными минеральными красителями.

Родина горячего батика считается Индонезия. Классический горячий батик — очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала ткань держали в воде 1-2 дня для смягчения, затем стирали, сушили. После этого кипятили в рисовом крахмале 15 минут. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным валиком.

Роспись делали с помощью изобретенного в ХVII веке инструмента «Чантинг». Это маленькая медная посудина с одним или несколькими изогнутыми носиками и бамбуковой или деревянной ручкой. Ткань с нанесенным воском рисунком на несколько часов погружали в раствор красителя. Во время окрашивания ткань осторожно переворачивали, стараясь чтобы слой воска не растрескался. Затем ткань высушивали и снова наносили воском другие элементы рисунка. Покраска начинали от светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. После окончания крашения ткань снова высушивали. Последняя операция — снятие воска.

Со временем техника ручного батика использовалась все реже. Штамп из тонких металлических проволочек значительно ускорили процесс. Такой штамп окунали в расплавленный воск, потом прикладывали к полотну. Полученные контуры рисунка заливали краской. Если раньше на роспись одного куска ткани уходило от полутора-двух недель до двух лет, то с помощью штампов можно было сделать в один день до двадцать кусков.

В конце ХVII века Европу покорили своей красотой индийские забойные ткани — ситцы. Штампом с нанесенным красителем наносили удары по ткани — выбивали ткань. Сначала появилась набойка в один цвет краски.

В конце XVII века появились так называемая белоземельную набойка — цветной штамп на белом фоне. Тогда же начали использовать более

Данная презентация может быть использована на уроках технологии в разделе «Рукоделие». Дает возможность расширить кругозор учащихся в области искусства ручной росписи. В презентации описаны такие виды батика: горячий, узелковый, холодный. Также рассказывается о специальном инструменте, с помощью которого наносится воск и называется он — чантинг.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Роспись ткани» »

Выполнила: учитель технологии

МБОУ «СОШ №31» г.Симферополь

Севастьянова Ирина Валерьевна

Искусство ручной росписи различных тканей называется батик (batik).

Это индонезийское слово образовано от ba – «хлопчатобумажная ткань» и tik – «точка» или «капля».

Первоначально батиком называлась особая технология окрашивания и украшения ткани, впервые примененная на острове Ява.

Характерной особенностью батика является нанесение специального резерва — состава, который препятствует проникновению краски в ткань.

Техники ручной росписи:

1. Холодный батик

2. Горячий батик

3. Узелковый батик

С глубокой древности для украшения и росписи по ткани применялось окрашивание ткани с использованием различных резервирующих средств, таких как смесь парафина, воска, канифоли или смолы.

Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде .

Для традиционного горячего батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом — чантингом (тьянтингом).

В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика».

Для росписи в технике узелкового батика ткань завязывается особыми узлами, а затем окунается в краситель (горячий или холодный). После того, как ткань окрасилась, на месте узелков получаются причудливые разводы.

Материалы и инструменты для батика:

Возможности батика неограниченны.

Можно сделать занавеску, картину, панно, расписать шелковую блузку или ее деталь.


Статьи по теме