Доклад на Тему Железнодорожный Транспорт

Доклад на Тему Железнодорожный Транспорт.rar
Закачек 2298
Средняя скорость 6794 Kb/s

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и второе место по пассажирообороту (после автомобильного). В настоящее время его развитие замедляется. По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному и трубопроводному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта — перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность — регулярность движения независимо от погоды и времени года.

Развитость железнодорожного транспорта определяется следующими показателями:

  • общей длиной железных дорог того, или иного региона;
  • густотой (плотностью) железнодорожной сети (длине железных дорог на 100 или 1000 км2);
  • Грузооборотом и пассажирооборотом.

Кроме того, важными показателями является степень электрификации железных дорог и другие показатели, характеризующие ее качество.

Различия в уровне развития железнодорожного транспорта по регионам и странам мира очень велики. Например, страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют.

В целом в мире из-за конкуренции с автомобильным транспортом идет сокращение протяженности сети железных дорог, главным образом в развитых странах (США и страны Западной Европы). Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся странах и странах с переходной экономикой (Россия, КНР и др.).

По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (86), Канада (85), Индия, КНР, ФРГ, Аргентина, Австралия, Франция, Мексика. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира.

По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км.
По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции — 65%, в Италии, Австрии и Испании — более 50%, в России-47%). Россия занимает первое место по общей длине электрифицированных железных дорог.

Электрификация железных дорог США очень низка (1%).

В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия, по пассажирообороту — Япония (395 млрд пассажиро-км), КНР (354), Индия (320), Россия (170), ФРГ — 60 млрд пассажиро-км;

В ряде развитых стран (Франция, Япония, ФРГ и др.) созданы сверхскоростные (со скоростью более 300 км/ч) железные дороги.

Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т. е. образуют общерегиональные системы железных дорог. Так, например, для осуществления транзитных перевозок между зарубежной Европой и Японией через территорию СНГ проложен Транссибирский «мост», по которому грузы проходят до портов Находка и Восточный и далее до Японии морем.
Характеризуя железнодорожный транспорт, необходимо отметить качественные изменения в нем на современном этапе: использование новых видов двигателей, создание бесколёсных поездов, работающих на воздушной подушке, магнитной и электромагнитной подвеске.

Первая пассажирская железная дорога, соединившая Санкт-Петер­бург и Царское Село, появилась в России в 1837 году. Первой железно­дорожной магистралью стала Николаевская железная дорога, построен­ная в 1851 году и связавшая Санкт-Петербург и Москву. Железнодорож­ный транспорт быстро развивался всю вторую половину XIX века, в начале XX века и в годы советской власти.

В 1912 году была построена самая длинная в мире Транссибирская магистраль, соединившая европейскую часть России с Дальним Восто­ком. За годы советской власти были построены такие крупнейшие маги­страли, как Турксиб (Западная Сибирь — Средняя Азия), Приволжская (Казань — Астрахань), Печорская (Коноша — Воркута — Лабытнанги), Байкало-Амурская (Усть-Кут — Ванино) и другие.

Общая протяжённость всех железных дорог России составляет около 128 тысяч км, и по этому показателю Россия занимает 2 место в мире, уступая только США (на 2012 год). По длине электрифицированных железных дорог Россия также занимает 2 место в мире, уступая Китаю (на 2013 год). Российский железнодорожный транспорт отлича­ется самыми высокими в мире показателями грузо- и пассажиронапряжённости. Например, при длине около 7% от мировой российский железнодо­рожный транспорт обеспечивает 35% мирового грузооборота и около 20% пассажирооборота железнодорожного транспорта мира.

По себестоимости перевозок железнодорожный транспорт является одним из самых дешёвых видов транспорта.

По массе перевозимых грузов (более 35%) железнодорожный транс­порт занимает 1 место в России, в структуре грузооборота — 2 место, ус­тупая трубопроводному транспорту, а в структуре пассажирооборота — вновь вышел на 1 место.

Основные грузы, перевозимые железнодорожным транспортом, — уголь, железная руда, лес и зерно.

Характерной особенностью железнодорожной сети России является её радиально-кольцевая конфигурация в европейской части и широтно-меридиональная — в азиатской части России, причём магистрали скон­центрированы на юге Сибири и Дальнего Востока, а некоторые участки проходят за пределами нашей страны (часть Средне-Сибирской и Южно-Сибирской магистралей). Материал с сайта http://worldofschool.ru

Основными проблемами развития железнодорожного транспорта России являются большой износ подвижного состава и транспортных пу­тей, преобладание «кукушек» — одноколейных путей, слабая транспорт­ная сеть в Восточной экономической зоне, отсутствие скоростных маги­стралей.

Основными задачами развития российских железных дорог явля­ются: модернизация путей и подвижного состава, строительство, но­вых дорог в азиатской части России, строительство скоростных пас­сажирских магистралей (Санкт-Петербург — Москва и Брест — Москва — Нижний Новгород), дальнейшая электрификация дорог, благодаря которой увеличится пропускная способность железнодо­рожного транспорта.

Казахстан обладает разветвлённой сетью железных дорог общей протяжённостью около 15 тысяч километров; 6 тысяч из которых двухпутные и около 5 тысяч — электрифицированные. Развёрнутая длина главных путей — 18,8 тыс. км, станционных и специальных путей — 6,7 тыс. км. Значение железнодорожного транспорта в Казахстане очень велико. Более 68 % всего грузооборота и свыше 57 % пассажирооборота страны приходится на долю железных дорог. В железнодорожной отрасли занято более 125 тысяч человек, что составляет почти 1 % населения Казахстана . Бо́льшая часть сети находится под управлением Казахстанских железных дорог, остальная часть — под управлением Южно-Уральских железных дорог.

1.1. История строительства железных дорог Казахстана

Впервые железная дорога прошла по территории современного Казахстана в 1893—1894 году. Это была узкоколейная (1000 мм) железнодорожная линия Покровская Слобода — Уральск [1] протяженностью 369 км, из которых 113 км пролегли в Казахстане. Кроме того, 190 км Транссиба также прошли через Казахстан в районе города Петропавловск.

Но всё же годом основания железнодорожного транспорта в Казахстане принято считать 1904 год, когда началось строительство магистрали Оренбург-Ташкент протяженностью 1668 км. Вдоль железнодорожной линии выросли города и промышленные центры: Актюбинск, Уральск, Туркестан, Кызыл-Орда, Аральск и другие.

В 1914—1924 годах сооружена Семиреченская дорога Арысь-Пишпек — часть будущего Турксиба, в 1915 году — магистраль Челябинск-Троицк-Кустанай. По казахстанской земле пролегли 122 км построенной в 1915—1917 годах Алтайской железной дороги (Новосибирск-Семипалатинск). Кроме этого, на северо-востоке Казахстана до 1918 г. функционировала 117-километровая Воскресенская дорога нормальной ширины Экибастуз-Воскресенская пристань (Ермак, ныне Аксу), а в центральном Казахстане 40-километровая узкоколейная дорога Караганда — Спасский завод и 120 километровая Байконурские угольные копи — Карсакпай.

Общая протяженность железных дорог на территории Казахстана к 1918 году достигла 2 575 км.

Первой железнодорожной стройкой в советский период стал построенный в 1920—1922 годах участок Петропавловск-Кокчетав. Который затем в 1926—1931 годах был продолжен через станции Курорт-Боровое и Акмолинск до Караганды, его общая длина превысила 700 км. В 1924 году была создана железнодорожная линия Кулунда-Павлодар. Для развития нефтепромыслов Эмбы в 1926 году была построена узкоколейная дорога Гурьев-Доссор.

Эпохальным событием стало продолжавшееся в 1927—1930 годах строительство Туркестано-Сибирской магистрали протяженностью 1444 км. Она связала Казахстан с Сибирью и способствовала экономическому развития республики и освоению многих пустынных земель.

В 1930-е годы были также построены участки: Караганда-Балхаш (490 км) (центральный Казахстан), Чимкент-Ленгер (юг Казахстана), Локоть-Защита (235 км) (казахстанский Алтай), затем продолженная до Лениногорска и Зыряновска.

В 1936—1939 годы проложен участок, посредством которого Казахстан стал связан с Центральной Россией, — Уральск-Илецк с выходом на Саратов.

В годы Великой Отечественной войны продолжалось строительство стратегически важных железнодорожных магистралей, таких как: магистраль Гурьев — Кандагач-Орск (1936—1944), связавшая нефтепромыслы Эмбы с Уралом и улучшившая сообщение между рядом регионов России; линия Акмолинск-Карталы (1939—1943), обеспечившая, в частности, эффективную доставку угля Караганды на Южный Урал; участки Коксу-Текели-Талдыкорган и Атасу-Каражал. Протяженность казахстанских стальных магистралей достигла 10 тысяч км. Период Великой Отечественной войны отмечен и созданием на железных дорогах Казахстана производственной базы по ремонту подвижного состава и путевого хозяйства.

К 1950 году был построен участок Моинты-Шу (440 км). Таким образом. Транссибирская магистраль соединилась с Туркестано-Сибирской и образовалась первая меридианная линия, прошедшая через всю территорию республики — Трансказахстанская железнодорожная магистраль (Петропавловск-Кокчетав-Акмолинск-Караганда-Шу).

в 1950-х годах происходило интенсивное строительство железных дорог в северных и центральных регионах Казахстана. В 1955—1961 годах создана линия Есиль-Аркалык (224 км), к 1959 году — Кустанай-Тобол, к 1960 году — Тобол-Джетыгара. За 1950-е годы плотность железнодорожной сети Казахстана увеличилась вдвое.

В 1960-х годах проложены участки Макат-Мангышлак и Мангышлак-Узень, (общая длина почти 900 км).

В 1964 году был электрифицирован первый в Казахстане участок пути (Целиноград-Караганда). С этого началась активная электрификация казахстанских железных дорог.

После распада Советского Союза сообщение между отдельными регионами Казахстана затруднилось из-за необходимости пересечения границ с соседними государствами. Для избежания подобных сложностей в Казахстане было построено три участка путей, пролегающих полностью по территории республики:

  • Первый из них соединил в июне 2001-го года станцию Аксу (город в Павлодарской области) со станцией Конечной (Дегелен). 184 километра линии «Аксу-Конечная» были возведены за 2,5 года. Эта линия соединила Север Казахстана с Востоком.
  • Второй из них соединил Север Казахстана с его Западом. Строительство участка Хромтау — Алтынсарино (Кустанайская область) было завершено 18 октября 2003 года. Протяженность магистральных путей составляет 402,5 км, станционных путей — 40,22 км. Здесь расположено 13 станций и разъездов, 11 мостов, 151 водопропускная труба.
  • Третий соединил Усть-Каменогорск со станцией Шар (Турксиб), что избавило от необходимости дважды пересекать российскую границу, так как ранее Восточный Казахстан имел железнодорожное сообщение с другими регионами страны только через российскую станцию Локоть, то есть составы проходили по маршруту Защита (Усть-Каменогорск) — Локоть — Семипалатинск. На строительстве было задействовано более 60 подрядных организаций, уложено 153 км главного железнодорожного полотна (такова протяженность дороги) и более 14 км станционных путей. Всего мостостроители построили 13 мостов, 4 путепровода, 5 скотопрогонов и уложили свыше 95 водопропускных труб. 9 октябрья 2008 года было завершено строительство железнодорожной линии «станция Шар — Усть-Каменогорск».

1.1.1. Международные транспортные коридоры.

  • Первый соединит Коргас — со станцей Жетыген. Данный участок, протяженностью 298,4 километра, станет вторым международным пограничным переходом с Китаем. При этом расстояние от Китая до южных регионов Казахстана и стран Центральной Азии сократится порядком на 500 км. Ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2011 года.
  • Второй соединит Узень — государственная граница Туркменистана. Данный участок протяженностью 146 километра. На всей протяженности будут построены две станции Бопай и Болашак, а также пять разъездов: Бастау, Акбобек, Тайгыр, Курмаш, и Бесторкуль. Ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2011 года.

1.2. История структуры казахстанской железной дороги

19 октября 1940 года Постановлением Совета Народных Комисаров Союза СССР и Центрального Комитета ВКП(б) была организована «Карагандинская железная дорога», положившая начало процессу целенаправленного структурирования казахской железной дороги.

1 июля 1958 года образована самая крупная в СССР «Казахская железная дорога». Имея протяженность свыше 11 тысяч км, она состояла из 15 отделений и объединяла все магистрали, соединяющие Казахстан с Сибирью, Уралом, Поволжьем, Кыргызстаном и Средней Азией.

В апреле 1977 года на базе «Казахской железной дороги» были образованы три дороги: «Целинная железная дорога», «Алма-Атинская железная дорога» и «Западно-Казахстанская железная дорога».

После распада СССР три казахстанские железные дороги были объединены в республиканское государственное предприятие «Қазақстан темір жолы» (букв. Казахстанская железная дорога).

Согласно постановлению Правительства от 15 марта 2002 года № 310 «О создании закрытого акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» на базе республиканского государственного предприятия создано закрытое акционерное общество.

20 февраля 1986 года в Казахской ССР был поставлен мировой рекорд — по Целинной железной дороге проведён состав в 440 вагонов — общим весом 43,4 тысячи тонн и длиной 6,5 км.


Статьи по теме