Эльконин Давыдов 1 Класс Учебная программа Математика

Эльконин Давыдов 1 Класс Учебная программа Математика.rar
Закачек 1003
Средняя скорость 2627 Kb/s

Рабочая программа по математике для первых классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной об­разовательной программы начального общего образования, концептуальных основ системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, ав­торской программы Э.И. Александровой.

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математике для первых классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной о б разовательной программы начального общего образования, концептуальных основ системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, а в торской программы Э.И. Александровой.

Рабочая программа является структурным элементом Основной образов а тельной программы начального общего образования школы.

В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необх о димыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа по математике и соответствующий ей учебно-м е тодический комплекс ориентированы на деятельностный подход и позволяют реализовать цели и задачи ФГОС.

Содержание курса математики представлено целостной системой спец и альных (ключевых) учебно-практических задач, с которых и начинается всякая новая тема, а не набором заданий развивающего характера. Итогом решения учебных задач являются прежде всего обобщенные способы действий, позволя ю щие формировать у ребенка универсальные учебные действия, а н о вые знания, задаваемые как основания детского умения, становятся качественно иными. Условия решения таких задач либо воссоздают ситуации, в которых з а рождалось исторически то или иное понятие, либо задают реальные жизненные ситуации. Такой подход даст возможность получить метапредметные результ а ты. Решение подобных задач требует организации коллективно-распределенных форм деятельности, что создает оптимальные условия для получения предме т ных, метапредметных и личностных результатов, а математическое содержание приобретает личностно значимый характер. Именно содержание учебного пре д мета должно создавать благоприятные условия для развертывания учебной де я тельности детей и способствовать интенсивному развитию мышления и мысл и тельных операций, связанных с ними: анализа, рефлексии и планирования.

Данная программа способствует формированию у обучающихся пре д ставления о мире как о целостной системе, об использовании данной науки в медицине, биологии, быту, о возможности ошибок, способных привести к те х ногенным авариям и катастрофам, формированию системы ориентиров в совр е менном сложном мире.

Цели данного предмета:

  • математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаков о символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обосн о ванные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, основ а ний для упорядочения, вариантов и др.);
  • освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать матем а тические знания в повседневной жизни;
  • формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
  • формирование у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельн о сти.

Предмет влияет на решение следующих задач:

  • формирование у обучающихся теоретического типа мышления и его х а рактеристик: анализа, рефлексии и планирования;
  • формирование коммуникативных умений и навыков (умение вести диалог в паре, в малой группе, учитывая сходство и разницу позиций, взаимодействие с партнерами для получения общего продукта или результата, умение занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей);
  • формирование у обучающихся метапредметных умений и навыков, способствующих подготовке молодежи к жизни в условиях возросших в п о следнее время опасностей техногенного и социального характера (умение найти, отобрать нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использ о вать для личностного развития, для решения социальных задач, понимание схем, планов и других символов);
  • формирование компетентности обучающихся в области безопасности.

Общая характеристика учебного предмета

Структура курса математики в 1 классе представлена следующей системой учебно-практических задач:

  • задача на восстановление объекта, обладающего различными свойствами (признаками);
  • задача на восстановление величины в ситуации, когда подбор величины, равной данной, невозможен и для ее восстановления необходимо изготовить новую величину;
  • задача на моделирование отношений равенства-неравенства;
  • задача на введение буквеннознаковых символов;
  • задача на введение операций сложения и вычитания величин;
  • задача на введение понятия части и целого.

Описание места предмета «Математика» в учебном плане

В 1 классе на изучение предмета «Математика» отводится 132 часа (33 уче б ных недели по 4 часа в неделю) из инвариантной части учебного плана.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета «Математика»

Данный предмет значим для личностного развития ребенка.

Ценностные ориентиры содержания программы: ценность жизни, добра, и с тины, природы, гармонии, человека, семьи, труда, творчества, свободы, гр а жданственности.

Планируемые результаты обучения предмету «Математика»

  • познавательный интерес, установка на поиск способов решения матем а тических задач;
  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и п о вседневной жизни для исследования математической сущности предмета, явления, события, факта;
  • способность характеризовать собственные знания, устанавливать, какие из предложенных заданий могут быть решены;
  • критичность мышления.
  • способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
  • способность осуществлять информационный поиск, использовать знак о во-символические средства для создания моделей объектов и процессов, работать с моделями.
  • выделять разные свойства в одном предмете и непосредственно сравн и вать предметы по разным признакам: по длине (ширине, высоте), площ а ди, объему, массе, количеству, форме, цвету, материалу, углам и др.;
  • моделировать отношения равенства и неравенства величин с помощью о т резков (графическое моделирование) и с помощью буквенной формулы (знаковое моделирование);
  • производить сложение и вычитание величин при переходе от неравенства к равенству и обратно; исследовать ситуации, требующие сравнения в е личин и чисел, им соответствующих;
  • описывать явления и события с помощью величин;
  • прогнозировать результат сравнения величин путем их оценки и прики д ки будущего результата;
  • строить графические модели отношений (схемы) при решении несложных текстовых задач (С буквенными или числовыми данными), связанных с уменьшением или с увеличением величин; составлять текстовые задачи по схеме и формуле; придумывать вместо букв «подходящие» числа и з а менять числовые данные буквенными;
  • владеть понятием части и целого, уметь описывать отношения между ч а стями и целым с помощью схем и формул;
  • разбивать фигуры на части и составлять целое из частей плоских или объемных фигур;
  • решать уравнения типа а+х=в, а-х=в, х-а=в с опорой на схему;
  • выполнять сложение и вычитание в пределах 10;
  • представлять состав чисел первого десятка с опорой на дошкольную по д готовку на основе понятия части и целого;
  • изготавливать и конструировать модели геометрических фигур, перекра и вать их при сравнении площадей.

Содержание курса «Математика»

Выделение свойств предметов. Величины и отношения между ними. О т ношение равенства-неравенства при сравнении предметов по выбранному признаку (68 ч)

1. Непосредственное сравнение предметов по разным признакам: форме, цвету, материалу, длине (ширине, высоте), площади, объему, количеству (комплектности по составу частей), массе, расположению на плоскости и в пр о странстве. Сравнение предметов по этим признакам.

Периметр как длина «границы» любой плоской геометрической фигуры.

Понятие о равновеликости и равносоставленности фигур. Существенные различия между прямой, лучом, отрезком. Представление о ломаной, угле. Сравнение углов. Подбор предметов или геометрических фигур по заданному признаку.

2. Моделирование отношений равенства и неравенства между величинами: предметное (с помощью полосок), графическое (с помощью копирующего р и сунка, с помощью отрезков), знаковое (с помощью знаков «равно», «не равно», с помощью букв и знаков «равно», «больше», «меньше»).

Класс величин. Сравнение величин с помощью посредника, равного одной из них. Транзитивность отношений «равно», «больше-меньше».

Переход от действий с предметами к схеме и формуле. Восстановление сх е мы по формуле и наоборот. Преобразования схем и формул. Связь между ними.

Сравнение «по красоте» способов написания цифры 1. Классификация всех цифр на основании сравнения их по составу элементов и форме на 3 группы: 1) цифры 1, 4, 7; 2) цифры 3, 5, 2; 3) цифры 6, 9, 8 и 0 и их последующее напис а ние.

Сложение и вычитание величин (52 ч)

1. Сложение и вычитание величин как способ перехода от неравенства к р а венству и наоборот. Три способа уравнивания величин. Введение знаков «плюс» и «минус». Выбор способа уравнивания в зависимости от условий его выполн е ния. Описание операции уравнивания с помощью схем и формул. Связь между схемой и формулой. Изменение схемы при изменении формулы и наоборот. Тождественные преобразования формул.

Решение текстовых задач (с буквенными данными), связанных с увеличен и ем или уменьшением величин (отношения «больше на…», «меньше на …»). С о ставление текстовых задач по схеме (формуле). Подбор «подходящих» чисел для решения задачи с точки зрения сюжета задачи, выполнимости действия, в ы полнения действия конкретным ребенком (опора на дошкольную подготовку).

2. Сложение и вычитание величин как способ решения задачи на восстано в ление целого или части. Понятие части и целого. Моделирование отношений между частями и целым в виде схемы, формулы и записи с помощью «лучиков» (знакографической записи).

Взаимопереходы от одних средств фиксации отношений к другим.

Введение специальных обозначений для части и целого.

Название компонентов при сложении и вычитании и их связь с понятием ч а сти и целого.

Относительность понятия части и целого. Подбор «подходящих» чисел к фо р мулам. Состав однозначных чисел. Разбиение на части и составление из частей величин, геометрических фигур на плоскости и геометрических тел в пр о странстве.

Увеличение и уменьшение величины. Понятие нулевой величины.

Скобки как знак, показывающий другую последовательность выполнения оп е раций над величинами.

Свойства операции сложения величин: переместительное и сочетательное. С о ставление и решение текстовых задач с буквенными данными на нахождение части и целого. Связь задач на уравнивание величин с задачами на нахождение части и целого.

3. Понятие уравнения. Определение значения одного из компонентов с оп о рой на понятия «часть»-«целое». Подбор «подходящих» чисел к формулам (оп о ра на дошкольную подготовку) и наоборот. Описание числовых выражений с помощью буквенных формул как задача на их восстановление. Решение прим е ров «с секретами»: сложение и вычитание в пределах десятка с опорой на д о школьную подготовку. «Круговые» примеры, «магические» треугольники и квадраты. Составление детьми примеров «с секретами». Сравнение выражений с числовыми и буквенными данными. Решение задач с помощью уравнений. Подбор вместо букв подходящих чисел к текстовым задачам, выражениям, ура в нениям.

Введение понятия числа (12 ч)

Переход от непосредственного сравнения величин к опосредованному. Сра в нение с помощью помощью посредника, равного одной из сравниваемых в е личин (на основе транзитивности отношений); с помощью мерки для измерения сравниваемых величин, благодаря которой обнаруживается кратность отнош е ний.

Подбор мерок, удобных для измерения данной величины, и подбор величин, удобных для измерения данной меркой. Простые и составные мерки.

Подбор подходящих предметов, используемых в качестве мерки.

Инструменты: циркуль, линейка, угольник. Ознакомление со стандартными мерами длины, площади, объема, массы, углов.

Знакомство с другими видами величин: время, скорость, стоимость.

Рабочая программа к курсу «Математика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Э.И.Александровой «Математика» (образовательная система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Новые образовательные стандарты. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы /Сост. А.Б.Воронцов – 3-е изд. .- М., ВИТА-ПРЕСС, 2012.

требования к уровню подготовки выпускников

содержание тем учебного курса

технологии, формы, методы, приёмы обучения

Общая характеристика учебного предмета

Основная цель : сформировать понятие величины. Сформировать понятие числа как результата измерения величин. Ввести графические и знаковые средства моделирования для описания предметных ситуаций.

ввести понятие «величина» как свойства, для которого можно установить отношения «равно», «больше», «меньше»;

рассмотреть конкретные величины (длины, площади, объема, массы, количества) в связи с овладением способа сравнения вещей;

освоить разные формы моделей (знаковые, предметные, графические, словесные);

рассмотреть роль мерки в измерении величин, ввести стандартные единицы измерения длины, массы, объема;

сконструировать числовую прямую как результат процесса измерения — отмеривания величин;

освоить отношение целого и частей с помощью чертежей при решении простых текстовых задач.

формирование основ учебного сотрудничества («умные» вопросы, работа в парах, группах и т.д.);

формирование «контроля-внимания» (работа с образцом);

ввести разные образовательные пространства и освоить их (место на оценку, черновик, чистовик, стол заданий, стол помощников);

ввести критерии и способы оценивания;

освоить способы работы с разными видами тетрадей.

Основные формы и виды организации образовательного процесса:

урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;

урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;

урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;

урок-проектирование – место для решения проектных задач;

учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими математическими проблемами;

групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;

самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:

задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;

задания по освоению ведущих тем курса (система мерок, позиционные системы счисления, сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление чисел) на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);

задания на отработку вычислительного навыка , геометрического материала и решение текстовых задач (из учебника-тетради).

Содержание учебного предмета «Математика»

Тема 1. Выделение свойств предметов . Величины и отношения между ними. Отношение равенства — неравенства при сравнении предметов по выбранному признаку (68 ч)

1. Непосредственное сравнение предметов по разным признакам: форме, цвету, материалу, длине (ширине, высоте), площади, объему, количеству (комплектности по составу частей), массе, расположению на плоскости и в пространстве. Сравнение предметов по этим признакам.

Периметр как длина «границы» любой плоской геометрической фигуры.

Понятие о равновеликости и равносоставленности фигур. Существенные различия между прямой, лучом, отрезком. Представление о ломаной, угле. Сравнение углов. Подбор предметов или геометрических фигур по заданному признаку.

2. Моделирование отношений равенства и неравенства между величинами:

предметное — с помощью полосок; графическое:

а) с помощью копирующего рисунка;

б) с помощью отрезков; знаковое:

а) с помощью знаков «=», «#»;

б) с помощью букв и знаков «=», «>», « В, А В и В > С, то А > С; если А », « », «

Рабочая программа по математике для 1 класса по системе Эльконина-Давыдова (учебник В.В. Давыдов, С.Г. Горбов)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 1 класс (система Эльконина-Давыдова)»

на заседании методического объединения учителей начальных классов

(протокол № __ от ________________ 2013 г.)

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

«_______» __________________ 2013 г.

Приказом директора школы

№_____ от ____________ 2013 г.

Директор средней школы №12

2013 – 2014 учебный год

Количество часов по учебному плану: 132 часа (4 часа в неделю)

Программа: Математика. В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. (Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы. (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.:Вита-Пресс, 2011.

Учебник: В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. Математика: Учебник для. 1 класс. Начальной школы (Система Д.Б. Эльконина _ В.В. Давыдова). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

Составитель: учитель начальных классов Попова Т.В.

_______________ /Т.В. Попова/

«____» _______________ 2013 г.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:

-ФГОС ООО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897); — Основная образовательная программа начального общего образования средней школы №12 (Утверждена приказом директора от 30.08.2011 №134/4);

— Учебный план ОУ (Утверждён приказом директора от 30.08.2013 №_114/4);

— Календарный учебный график ОУ (Утверждён приказом директора от 27.08.2013 № 141/1);

— Примерная программа по математике (Примерные программы начального общего образования, М.: Просвещение, 2010) — Авторская программа («Математика». В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. Изд. «ВИТА – ПРЕСС», 2011г.).

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс:

Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Математика. 1 класс. – М.: Вита-Пресс, 2011.

Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. Рабочая тетрадь по математике. 1 класс. Части 1 и 2. – М.: Вита-Пресс, 2013.

Микулина Г.Г. Контрольные работы по математике. 1 класс. – М.: Вита-Пресс, 2013.

Цель курса: формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии).

В результате обучения математике реализуются следующие учебные задачи:

— развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;

— освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

— воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

В основу построения программы положен концентрический принцип, связанный с последовательным расширением материала, который позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности содержания курса, и создает хорошие условия для совершенствования знаний, умений, навыков и способов деятельности.

Данная рабочая программа разработан для курса математики в 1 классе по образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Специфика курса требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач.

Общая характеристика учебного предмета отражена в ООП НОО средней школы № 12.

Согласно письму Департамента образования мэрии г. Ярославля «О годовом календарном учебном графике на 2013-2014 учебный год» № 01-14/3206 от 20.08.2013 рабочая программа рассчитана на 165 учебных часов (4 ч х 33 нед. = 132 ч, из них 4 часа – резерв). В рабочей программе сохранены порядок изучения тем и объем предметного содержания.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета отражены в ООП НОО средней школы № 12.

Содержание учебного предмета в 1 классе отражено в поурочном планировании.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.

В соответствии с письмом МО РФ №408/13-13 от 20.04.01. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» спланировано проведение уроков в адаптационный период.

В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта в уроки включены практические работы (13).

В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98. №1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. В течение учебного года учитель ведет систематический учет освоения основных вопросов курса математики каждым учеником, выбирая форму учета по своему усмотрению.


Статьи по теме