Государственное Регулирование Цен Курсовая

Государственное Регулирование Цен Курсовая.rar
Закачек 2781
Средняя скорость 6885 Kb/s

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Кафедра экономической теории

На тему: « Государственное регулирование цен »

Выполнил: студент гр. 2-ЭД-11

Храпова Ольга Андреевна

Роль и значение государственного регулирования цен 4

Цели и задачи государственного регулирования цен 7

Методы прямого воздействия государства на цены 15

Методы косвенного воздействия государства на цены 20

Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов 22

Регулирование цен на продукцию естественных монополистов 25

Органы исполнительной власти, регулирующие цены, и их функции 29

Библиографический список 35

14.Российская Федерация. Законы Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, 2008. -496с Российская Федерация. Конституция Российской 36

15.Федерации: законы и законодательные акты / Российская Федерация. – М.: Ось-89, 2008. — 48с. 36

16.Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 408 с. 36

17.Большая экономическая энциклопедия: более 7000 экономических терминов и понятий / Авт. кол. Т.П. Варламова, под ред. Н.В. Дубенюк — Самое полное современное издание. – М.: Эксмо, 2007. — 816с. 37

18.Словарь финансово-экономических терминов и определений / Сост. Г.А.Трофимов., А.Г.Трофимов. – Спб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008. – 122с. 37

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Вопрос государственного регулирования цен весьма актуален и имеет долгую историю — даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин национальные правительства несут ответственность за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Цели данной курсовой работы:

понять роль и значение регулирования цен;

рассмотреть задачи государственного регулирования цен, законы, постановления и другие нормативные документы, контролирующие этот процесс;

ознакомиться с методами прямого и косвенного воздействия государства на ценообразование; проанализировать регулирование цен на продукцию монополий;

определить виды продукции, на которую распространяется ценовая политика;

выявить органы исполнительной власти, регулирования цен и их функции.

Роль и значение государственного регулирования цен

Государственное регулирование рынка и цен 1 — это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.

Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования 2 обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства.

Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.

Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения.

Государство также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей, не способных пока на равных противостоять экспансии 1 на рынок зарубежных производителей аналогичной продукции.

Государственное регулирование цен можно рассматривать как одно из направлений макроэкономического регулирования экономики, особое значение которого проявляется по следующим направлениям:

поддержание на рынке конкурентной среды и предотвращение монополизации;

борьба с инфляцией и обеспечение стабильности цен;

проведение социально ориентированной ценовой политики;

обеспечение оптимального соотношения внешнеторговых и внутренних цен.

Таким образом, на макроэкономическом уровне вырабатываются исходные принципы и концепции политики цен, а также законодательного и нормативного их обеспечения.

контроль за уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий 1 , предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке;

установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость;

установление акцизов 2 и субсидирование 3 отдельных товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды продукции;

регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.

Цели и задачи государственного регулирования цен

Ценовая политика является частью экономической политики государства и должна содействовать развитию рыночных отношений в экономике, служить средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствовать замедлению инфляции, смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Например, с1992 г. генеральной линией ценовой политики в России становится либерализация цен 1 , которая открывает возможности для формирования новых ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение, позитивных структурных сдвигов в экономике, государственного регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий, продукцию, закупаемую преимущественно государством, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и изделия медицинского назначения, другие наиболее значимые социальные услуги. За период рыночных преобразований в экономике России по вопросам ценообразования создана нормативно-правовая база, которая с учетом задач конкретного этапа на пути к рынку постоянно развивается и совершенствуется.

Процесс ценообразования на современном этапе регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

Конституцией РФ (ст. 71) 1 , в соответствии, с которой основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации;

Гражданским кодексом РФ (ст. 424 «Цена», ст. 426 «Публичный договор», гл.28 «Заключение договора» и др.) 2 , в котором отражены, отдельные вопросы ценообразования, касающиеся, например, вопросов установления и применения цен при исполнении договоров и др.;

Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» 3 , в котором предусмотрено, что в полномочия Правительства РФ входит разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен (ст. 15) и что номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен, устанавливается исключительно на заседаниях Правительства РФ (ст. 28);

Указом Президента Российской Федерации от 08.04.2003 № 410 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» 4 , которым установлено, что государственное регулирование цен осуществляется по продукции естественных монополий. Этим же Указом Правительству РФ предоставлено право определять и утверждать с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке РФ подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 23.04.08 г. № 293) 1 , которым утверждены, перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Федеральным законом от 06.10.03 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 24.05.2009 г.) 2 , которым органам местного самоуправления предоставлено право осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) предприятий, организаций и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

Федеральным законом от 17.08.95 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 31.12.05 г.) 3 , которым предусмотрено регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожных перевозок, услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуг общедоступной электрической и почтовой связи;

Постановлением Правительства РФ от 13.10.99 г. № 1158 «Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий» 2 , которым определены, принципы, ценообразования в сфере естественных монополий;

Наиболее важными в названных документах являются два обстоятельства. Во-первых, последовательное проведение либерализации цен и тарифов, причем либерализация цен увязывается с развитием конкуренции на товарных рынках России как условием повышения эффективности рыночного ценообразования, и, во-вторых — осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям, в которых развитие конкуренции невозможно или неэффективно, с целью предупреждения завышения цен и тарифов субъектами естественных монополий на свою продукцию и недопущения сокращения объемов их производства.


Статьи по теме