Интерактивная Сторона Общения Презентация

Интерактивная Сторона Общения Презентация.rar
Закачек 3594
Средняя скорость 1399 Kb/s

Интерактивная сторона общения. Интерактивная сторона связана с взаимодействие людей в процессе общения. При рассмотрении процесса воздействия уделяется внимание позициям участников общения.

Слайд 33 из презентации «Функции и виды общения» к урокам психологии на тему «Виды общения»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке психологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Функции и виды общения.ppt» можно в zip-архиве размером 339 КБ.

Виды общения

«Вербальное общение» — Грудной голос. Приемы: оценки (если просят), советы (если просят), комментарии. Цитирование. ЕСТЕСТВЕННОСТЬ — уверенность; — стиль; — свобода движений. Критерии оценки искренности и неискренности высказываний человека. Различия между мужчиной и женщиной. Элементы речи. Слово + Слово = Речь. Услышано 70%.

«Бесконфликтное общение» — Противоречивые позиции. Стратегии поведения при возникновении конфликта. Технология разрешения конфликтов. Основы бесконфликтного общения. Неконструктивный (разрушительный) конфликт. Конфликт. Как возникают конфликты. Устранить конфликтную ситуацию. Правила бесконфликтного общения. Главная формула конфликта.

«Межличностное общение» — Межличностные отношения. Психическое развитие ребенка начинается с общения. 1.3 Межличностные отношения. 2.4. Психология межличностного воздействия. 1. Межличностное взаимодействие 1.1 Задачи межличностного взаимодействия. Цель исследования дать характеристику межличностного взаимодействия и общения людей.

«Виды общения» — Особенности ДО. Что такое — Уметь общаться. Субъектами общения являются отдельные люди или группы. Перцептивная Коммуникативная Интерактивная. Цели общения. Рокфеллер: Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. По условиям. Этико-психологические принципы: — создания условий для выявления ЗУН и творческого потенциала, чтоб соотнести личные и общие цели, — принцип полномочий и ответственности, определяемый статусом и функционалом сотрудника.

«Функции и виды общения» — Проблема структуры общения. Функция организации. Невербальная коммуникация. Характер атрибуций. Макроуровень. Эмпатия. Информация о человеке. Обмен действиями. Коммуникативная сторона общения. Идентификация. Каузальная атрибуция. Перцептивная сторона общения. Гуманистический стиль. Значение. Процесс коммуникации.

«Виды общения между людьми» — Обучающее общение. Виды общения по сферам осуществления. Межкультурное общение. Виды общения. Интимно-личностное общение. Общение. Межличностные конфликты. Межличностное взаимодействие. Что такое общение. Правила общения. Стихийно-групповое общение. Деловое общение. Формы юношеского общения. Культурное общение.

Презентация по теме «Интерактивная сторона общения». Может быть использована при изучении курса социальной психологии как в профильных классах школы, так и в высших и средних учебных заведениях.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Интерактивная сторона общения. Виды и феномены взаимодействия

Понятие интерактивной стороны общения Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи: (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс ) и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Виды взаимодействия За всеми этими понятиями ясно виден принцип различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются “позитивными” с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе “расшатывающие” совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствие для нее . Кооперация обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем “тесноты” кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Что касается конкуренции , то здесь анализ чаще сконцентрирован в наиболее яркой её форме — конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия).

Виды взаимодействия Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Такой подход предложен польским социологом Я. Щепаньским . Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: Хотя все сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно.

Виды взаимодействия Наконец , еще один подход к описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе ( Берн, 1988). С этой точки зрения каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются « пересекающимися ».

Типы взаимодействий При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. Так можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков — совместного ограбления, кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому при исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их обе вне общего контекста деятельности.

Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий

Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий Выделение двух полярных типов взаимодействия играет определенную положительную роль в анализе интерактивной стороны общения. Однако только такое дихотомическое рассмотрение видов взаимодействия оказывается недостаточным. Поэтому в социальной психологии существуют поиски и иного рода — выделить более «мелкие» типы взаимодействия, которые могли бы быть использованы в эксперименте в качестве единицы наблюдения. Одна из наиболее известных попыток такого рода принадлежит Р. Бейлсу , который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе.

Схема Р. Бейлса Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (насчитывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента. Бейлс свел наблюдаемые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по четырем рубрикам:

Схема Р. Бейлса Категория групповой деятельности Проявления групповой деятельности Область позитивных эмоций Солидарность Снятие напряжения Согласие Область решения проблем 4. Предложение, указание 5. Мнение 6. Ориентация других Область постановки проблем 7. Просьба об информации 8. Просьба высказать мнение 9. Просьба об указании Область негативных эмоций 10. Несогласие 11. Создание напряженности 12. Демонстрация антагонизма

Схема Р. Бейлса Схема Бейлса получила довольно широкое распространение, несмотря на ряд существенных критических замечаний, высказанных в ее адрес . Самое элементарное возражение состоит в том, что никакого логического обоснования существования именно двенадцати возможных видов не приводится, равным образом как и определения именно четырех (а не трех, пяти и т.д.) категорий. Второе возражение касается того, что в предложенном перечне взаимодействий нет единого основания, по которому они были бы выделены: в списке присутствуют вперемешку как чисто коммуникативные проявления индивидов (например, высказывание мнения), так и непосредственные проявления их в «действиях «. Главный аргумент, не позволяющий придавать этой схеме слишком большого значения, состоит в том, что в ней полностью опущена характеристика содержания общей групповой деятельности, т.е. схвачены лишь формальные моменты взаимодействия.

Концепция «символического интеракционизма «

Концепция «символического интеракционизма » Важность интерактивной стороны общения обусловила тот факт, что в истории социальной психологии сложилось специальное направление, которое рассматривает взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Это направление связано с именем Г. Мида , который дал направлению и имя — «символический интеракционизм «. Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у о кружающих . Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Мида содержатся существенные просчеты. Во-первых , непропорционально большое значение уделяется в этой концепции роли символов. И хотя в определенной мере общество действительно регулирует действия личностей при помощи символов, излишняя категоричность Мида приводит к тому, что вся совокупность социальных отношений, культуры — все сводится только к символам. Отсюда вытекает и второй важный просчет концепции символического интеракционизма — интерактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержания деятельности, вследствие чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Единственным «представителем» социальных отношений остаются лишь отношения непосредственного взаимодействия. Происходит известное «замыкание» взаимодействия на заданную группу. Конечно, и такой аспект анализа возможен — и для социальной психологии даже заманчив, но он явно недостаточен .

Взаимодействие как организация совместной деятельности

Взаимодействие как организация совместной деятельности Единственным условием, при котором этот содержательный момент может быть уловлен, является рассмотрение взаимодействия как формы организации какой-то конкретной деятельности людей. Подобно тому как в индивидуальной деятельности ее цель раскрывается не на уровне отдельных действий, а лишь на уровне деятельности как таковой, в социальной психологии смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность.

Взаимодействие как организация совместной деятельности Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Так одна из схем предлагает выделить три возможные формы, или модели: когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других — «совместно-индивидуальная деятельность» (пример — некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание); когда общая задача выполняется последовательно каждым участником — «совместно-последовательная деятельность» (пример — конвейер); когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными — «совместно-взаимодействующая деятельность» (пример — спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро ). Психологический рисунок взаимодействия в каждой из этих моделей своеобразен, и дело экспериментальных исследований установить его в каждом конкретном случае.

Взаимодействие как организация совместной деятельности Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения. Иными словами, анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемГалина Ясенева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, при этом действие является основным.» — Транскрипт:

1 Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, при этом действие является основным содержанием общения. Павлова Анеля Васильевна, Учитель истории

2 Вступая во взаимодействие, люди удовлетворяют ряд потребностей, связанных с поддержанием их психического равновесия. потребность в определении своей социальной принадлежности и статуса; потребность в поддержании хороших отношений.

3 Пять основных функций общения: Прагматическая функция; Формирующая функция общения; Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность; Функция организации и поддержания межличностных отношений; Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (универсальный способ мышления).

4 По проблемам передачи информации собеседнику в ходе беседы можно сделать следующие рекомендации: использовать «язык» собеседника; начинать фазу передачи информации с «Вы- подхода», т. е. человек, ведущий беседу, должен суметь поставить себя на место собеседника; привести способ передачи информации в соответствие с мотивами и уровнем информированности собеседника, с уровнем его профессиональной компетентности; стремиться перейти от монолога к диалогу; наблюдать за реакциями собеседника.

5 В любом разговоре, беседе большое значение имеет статус партнера, причем не постоянный статус, а статус «здесь и сейчас», в момент общения. три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый. Родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует и за все отвечает. Взрослый трезво, реально анализирует, не поддается эмоциям, логически мыслит. Ребенок эмоциональный, импульсивный и нелогичный

6 Характеристики РодительВзрослый Ребенок 1. Характерные слова и выражения Все знают, что…; Ты не должен нико-гда…; Ты всегда должен…; Я не понимаю, как это допускают… и т.д. Как? Что? Когда? Где? Почему? Вероятно; возможно Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно! 2. Интонации Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие Связанные с реальностью Очень эмоциональные 3. Состояние Надменное, сверх правильное, очень приличное Внимательность, поиск информации Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное 4. Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Открытые глаза, максимум внимания Угнетенность, удивление 5. Позы Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди Наклон вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу)

7 Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников общения контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей; Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и других людей. Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиций ориентации его участников на контроль или на понимание.

8 Ученые пытаются упорядочить многообразные типы взаимодействий кооперация (сотрудничество), предусматривающая совместное достижение целей конкуренция (сталкиваюсь), предполагающая создание затруднений и препятствий соперникам в достижении целей

9 ДЕЛОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗУЕТСЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЯТЫХ ПРАВИЛ И НОРМ Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно- временная дистанция).

10 Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа; деловые переговоры; деловые совещания; публичные выступления.

11 Виды общения: непосредственное и опосредованное общение; межличностное и массовое общение; межличностное и ролевое общение;

12 По характеру и содержанию общение бывает формальным (деловое) и неформальным (светское, обыденное, бытовое).

13 В социальной психологии выделяются также три формы межличностного общения: Императивное общение является авторитарной, директивной формой взаимодействия с партнером по общению; Манипулятивное общение представляет собой форму межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно; Диалогическое общение может быть определено как равноправное субъект- субъектное взаимодействие.

14 «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ» ТЕРМИН БЫЛ ВВЕДЕН ДЖ.БРУНЕРОМ В 1947 Г. процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

15 Важную роль в процессе восприятия человека человеком играют установки эффект ореола («гало эффект»), эффект новизны и первичности, эффект стереотипизации Стереотип это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека. часто он складывается относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии.

16 Участники общения Доминантный собеседник, если испытывает потребность обратиться к партнеру, не слишком заботится о том, уместно ли это, не помешает ли, поймут ли его. недоминантный собеседник — застенчив, чуток к внешним признакам силы собеседника, нерешителен.

17 Участники общения Мобильные собеседники — с легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются. Ригидные собеседники – в беседу он включается не сразу, ему нужно время, чтобы прежде обдумать, составить план своих действий.

18 Участники общения Экстраверты (от лат. extra вне), весьма расположен к общению. Не имея возможности поговорить, он скучает. Ему нужен любой партнер, он уверен, что люди всегда могут понять друг друга без труда. Иногда его дружелюбие поверхностно, не слишком стойко. Интроверты (intro внутрь, versio поворачивать, обращать) — не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут (его и действительно иногда трудно понять, потому что он как бы ведет внутренний разговор с собой).

19 ОБЩЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ это важный канал информации; вырабатываются навыки социального взаимодействия; соотносятся личные интересы с общественными; вид эмоционального контакта, которое даёт подростку важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Выполняет следующие функции:

20 ФОРМЫ ЮНОШЕСКОГО ОБЩЕНИЯ «Я и они» Носит характер контактов с приятелями, которых легко меняют на других. Что касается содержания взаимодействия при этой форме общения, то оно состоит в проведении досуга, необязательных встречах («тусовках»), посещении дискотек, кино, «гулянии» по улицам.

21 ФОРМЫ ЮНОШЕСКОГО ОБЩЕНИЯ «Я и общество» Эта форма общения основывается на выполнении социально значимых дел, дающих личностный выход в более широкие общественные сферы. Примером такого общения может служить позитивная социальная деятельность, в которой человек может по-настоящему проявиться как самостоятельная и самоценная личность.

22 ФОРМЫ ЮНОШЕСКОГО ОБЩЕНИЯ «Я и ты» в юном возрасте люди активно стремятся найти близкого по духу человека, который поддержит, придет на помощь в случае необходимости. Дружба, влюбленность все эти виды межличностного для юношеского возраста представляют безусловную ценность, а их отсутствие воспринимается как одиночество.


Статьи по теме