Конспект Лекций по Прокурорскому Надзору

Конспект Лекций по Прокурорскому Надзору.rar
Закачек 2834
Средняя скорость 9091 Kb/s

Вл.Т. Батычко, Вик.Т. Батычко
Прокурорский надзор
Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса прокурорский надзор, с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в Федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре» и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по состоянию 10 ноября 2015 года.

Конспект лекций содержит основные положения о прокурорском надзоре в Российской Федерации.

Материал изложен в понятной общедоступной форме и предназначен для изучения прокурорского надзора слушателями и студентами юридических вузов и факультетов.

Данная электронная книга разработана на основе следующего пособия:
Батычко Вл.Т., Батычко Вик.Т. Прокурорский надзор. Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.

Прокуратура в государственно-правовой системе РФ.

Предмет и система курса «Прокурорский надзор».

Основные понятия курса «Прокурорский надзор».

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. (ст. 10 КРФ).

В системе государственной власти прокуратура РФ занимает особое положение и в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» (в действующей редакции) представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст. 1 Закона).

Компетенция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и законов распространяется на различные органы государственной власти, осуществляющие правоприменение. Компетенция прокуратуры распространяется также и на органы местного самоуправления, которые согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Законом о прокуратуре на нее также возложен надзор за исполнением законов:

Органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, а также координацию деятельности правоохранительных органов.

Названные функции и направления деятельности определяют и основные параметры характеристики отношений прокуратуры с органами исполнительной власти. Особенно это касается ее отношений с иными правоохранительными, а также контролирующими органами.

Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов правоохранительными и контролирующими органами, за соответствием законодательству их действий и решений, направленных на выявление правонарушений, привлечение виновных к юридической ответственности.

Контролирующие органы обязаны предоставлять в прокуратуру материалы о правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, в том числе для преследования лиц, совершивших преступления.

Прокуратура обязана информировать контролирующие органы о мерах, принятых ею по представленным ими материалам, при необходимости вносить предложения по устранению правонарушений и обстоятельств, им способствующих.

Прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои интересы, права и свободы, либо когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных федеральными законами. В суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное, кассационное или частное представление на незаконные либо необоснованные приговор, определение или постановление суда, а в арбитражный суд – апелляционную или кассационную жалобу на незаконное или необоснованное решение.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться к Пленуму ВС РФ, Пленуму ВАС РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, административным, уголовным и иным делам. Т.о. прокурор в судах общей юрисдикции и арбитражных судах выступает в качестве стороны или участника соответствующего судебного разбирательства.

Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу.

При этом следует подчеркнуть, что суд принимает решения независимо от кого бы то ни было и подчиняется только закону.

Прокуратура и Конституционный Суд РФ.

Конституция РФ не указала Генерального прокурора РФ в числе субъектов полномочных обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций республик, уставов, а также иных законов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, не вступивших в законную силу международных договоров РФ (ст. 125). Вместе с тем согласно ФКЗ от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» с последующими изменениями постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Генеральному прокурору РФ (ст. 77) как руководителю системы прокуратуры РФ, осуществляющей надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов. Это связано с юридической силой указанных постановление и заключений, ибо акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Согласно Закону о прокуратуре Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Прокуратура РФ и Президент РФ.

Характер задач и полномочий прокуратуры исключает возможность ее отнесения к органам исполнительной власти. Хотя отдельные элементы таких взаимосвязей присутствуют в отношениях прокуратуры с Президентом РФ как с главой государства.

Так, Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ только по представлению Президента РФ.

Прокуратура РФ и законодательная власть.

Взаимоотношения прокуратуры как федерального государственного органа, основное назначение которого состоит в надзоре за исполнением законов, и Федерального Собрания – парламента РФ предопределяются тем, что парламент является представительным и законодательным органом РФ. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального собрания и Президенту РФ доклад ос состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению.

Генеральный прокурор РФ или иные должностные лица прокуратуры регулярно информируют палаты парламента по различным вопросам законности и правопорядка. Органы прокуратуры по запросам и обращениям депутатов о фактах нарушения законов проводят проверку информации и принимают соответствующие меры реагирования.

Согласно закону Председатель Совета Федерации в порядке, установленном этой палатой российского парламента, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

Название книги

Федулов Андрей Владимирович

Поляков Михаил Петрович

Н епосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Прокурорский надзор».

Структура и содержание пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам юридических вузов.

Принятые сокращения

– Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ

– Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ

– Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ

– Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

1.1. Предмет и система учебного курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации»

Учебная дисциплина «Прокурорский надзор в Российской Федерации» изучается на всех юридических факультетах вузов РФ. Освоение этого курса происходит, как правило, на завершающем этапе обучения студентов, что вполне обоснованно.

Во-первых, деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов касается практически всех сфер общественных отношений, которые урегулированы нормами права.

Очевидно, что для полного и всестороннего изучения организации работы органов прокуратуры студентам необходимо обладать достаточными знаниями как о системе нормативно-правовых актов, регламентирующих общественные отношения, так и непосредственно о законности самой деятельности органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций.

Например, рассматривая функцию прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими ОРД, необходимо знать систему нормативно-правовых актов, регламентирующих этот вид правоохранительной деятельности. Изучая надзор прокуратуры за законностью деятельности органов предварительного следствия и дознания, студент должен хорошо разбираться в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Рассматривая участие прокурора в арбитражном и гражданском судопроизводстве, необходимы знания арбитражно-процессуального и гражданско-процессуального прав.

Во-вторых, как правило, на завершающем этапе обучения будущие правоведы уже имеют представление о том, чем они будут заниматься в дальнейшем. Кто-то из них станет представлять интересы граждан и юридических лиц в «судебных баталиях», где прокурор может занимать сторону, противоположную интересам подзащитного. В этом случае знания полномочий прокурора, тактики и методики организации его работы, а также умение вести с ним аргументированный спор в условиях состязательного судопроизводства являются одной из гарантий победы адвоката.

1.2. Прокуратура в системе органов государственной власти

Развитие правового демократического российского государства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Государственная власть обязана признавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы граждан, обеспечивать целостность правового пространства, защищать его от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету.

Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В свою очередь органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны точно соблюдать Конституцию и исполнять требования законов. В России традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на прокуратуру.

В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой – не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.

прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

1.3. Понятие, признаки и значение прокурорского надзора. Отрасли прокурорского надзора

Законодатель, называя термином «прокурорский надзор» в целом деятельность органов и учреждений прокуратуры, тем не менее не дает ему законодательного определения и не раскрывает его содержания. Для того чтобы лучше понять сущность прокурорского надзора, необходимо выделить такие его признаки, которые позволяли бы отличать этот специфический вид деятельности от иных форм реализации государством своих контрольных функций.

Прокурорский надзор является специфическим видом государственной деятельности, который осуществляется от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами прокуратуры.

Это отличает прокурорский надзор от иных контролирующих функций государственных органов, имеющих более узкий, ведомственный характер. Прокурорский надзор характеризуется всеобъемлемостью. Права и обязанности, предоставленные прокурору для осуществления своих полномочий, принадлежат исключительно ему и ни на какой другой орган государственной власти возложены быть не могут.

Несмотря на имеющееся семантическое сходство терминов «контроль» и «надзор», в правовом отношении прокурорский надзор следует отличать от судебного контроля, а также от контрольных функций федеральных органов исполнительной власти – государственного контроля.

В научной литературе под судебным контролем понимают особую форму осуществления правосудия в сфере уголовного, гражданского, арбитражного, конституционного и административного судопроизводства.

Судебный контроль отличается от прокурорского надзора по:

1.4. Цель и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации. Основные направления деятельности прокуратуры

Определив, что деятельность прокуратуры является самостоятельным направлением реализации государственной власти, необходимо установить ее цель.

Цель деятельности прокуратуры

заключается в создании на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения основных задач, стоящих перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами. Эти задачи можно сгруппировать в три блока.

Задачи по обеспечению единства правового пространства в государстве:

– достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;

1.5. Правовое регулирование прокурорского надзора

Прокурорский надзор как

представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих деятельность прокурора по обеспечению верховенства Конституции, соблюдению и исполнению законов, защите прав и свобод граждан, законных интересов личности, общества и государства.

Предметом правого регулирования

являются общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнения законов всеми субъектами права, а также деятельность органов прокуратуры по обеспечению режима законности в Российской Федерации.

Методом правового регулирования

служит предусмотренная законом совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приемов, способов и средств осуществления прокурором своих полномочий.

В ст. 3 Закона о прокуратуре содержится положение, в соответствии с которым правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры составляют Конституция, данный Закон, другие федеральные законы и международные договоры РФ. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ определяются также нормативными правовыми актами Президента РФ, принятыми в случаях, предусмотренных данным Законом.

определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. Так, в ст. 129 Конституции сказано, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В этой же статье Конституции определен порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, а также нижестоящих прокуроров. Данным конституционным положением закреплена независимость прокурорского надзора от иных ветвей государственной власти и обеспечено ее самостоятельное функционирование. Кроме того, оно способствует построению вертикали управления в системе органов прокуратуры таким образом, что надзор за соблюдением законности осуществляется на всех уровнях власти независимо от местнических сепаратистских тенденций.


Статьи по теме