Конспект Урока Буква Е

Конспект Урока Буква Е.rar
Закачек 2773
Средняя скорость 2591 Kb/s

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Конспект урока обучение грамоте. 1 класс.

Тема урока: Гласные буквы Е, е.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й’э] и обозначать их на письме. Совершенствовать навык чтения, умения работать с текстом.

обучающие: знакомство обучающихся с буквой Е е, формирование умения обозначать на письме гласный звук после мягкого согласного звука буквой е ;

развивающие: развитие познавательного интереса, формирование умения использовать знаково-символические средства для решения задач;

воспитательные: формирование навыков культурного общения.

Регулятивные УУД. Ученик научится использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные УУД. Ученик научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач.

Коммуникативные УУД . Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Прозвенел и смолк звонок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

— Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

(На доске прикреплены слова: Есть, будет, терпенье и уменье).

— Прочитайте слова и составьте предложение. Это известная пословица. (Задание для читающих детей).

Дети читают слова и с помощью учителя составляют предложение.

Есть терпенье, будет и уменье.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Как можете к себе применить? (Дети коллективно делают вывод: чтобы научиться хорошо выполнять какое-либо дело, нужно много учиться, тренироваться, а для этого нужно терпение и усердие.)

— Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи).

— Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

— Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов связанных по смыслу.)

— На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).

— Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков).

— Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

— Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударные и безударные).

— Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).

-Прежде чем приступить к изучению нового материала, как всегда речевая разминка.

-Зачем мы это будем делать? (Чтобы подготовить наш язычок для работы).

— Повторяйте вместе со мной хором:

Ме-ме-ме -светлячки видны во тьме.

Не-не-не -пляшут рыбки на волне.

Ре-ре-ре -носим воду мы в ведре.

Ле-ле-ле -стоит чашка на столе.

Ве-ве-ве -васильки растут в траве.

Работа с учебником.

— Рассмотрите иллюстрации в азбуке на стр. 72.

-Вспомните сказку. Что произошло в начале сказки? Чем закончилась сказка?

— Предположите, чем будем заниматься на уроке? (знакомиться с гласной буквой Е, е).

-Тема нашего урока: «Гласная буква Е, е».

— А сказочным гостем на нашем уроке будет Емеля. И он принёс нам на урок три вопроса на которые мы с Вами должны ответить.

Изучение нового материала. Проблемная ситуация.

(На доске иллюстрации оса и ели.)

-Внимание на доску. Давайте составим звуковые схемы к этим иллюстрациям.

-Сколько звуков и сколько букв в этих словах? (Оса – 3 звука, 3 буквы).

— А у слова ели? (Ответы разные.)

-Почему задание одно, а ответы разные? (Мы ещё не знакомы с буквой е).

Открытие нового знания.

— Произнесите хором слово ели по слогам. (Е — ли).

— Сколько слогов в слове ели? (Два).

— Произнесите первый слог протяжно. ([й’ э] )

— Что слышите? (Слияние, в котором два звука, это слияние мягкого согласного с гласным звуком).

(На доске выставляется первый слог).

— Произнесите второй слог.

Из чего он состоит? (Из слияния мягкого согласного с гласным).

(На доске выставляется второй слог). (На доске выставляются слоги под схемами).

— Что мы поставим под первым слогом? Дети не могут ответить на вопрос.

— Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е. Мы слышим два звука [й’ э], а пишем одну букву е.

— Где стоит буква е? (В начале слова).

— Почему эта буква особенная? (Обозначает два звука, когда стоит в начале слова).

— Вернёмся к схеме этого слова.

— Сколько звуков и букв в слове ели? (В слове ели 4 звука, 3 буквы).

— Вот мы, ребята, с вами и ответили на первый вопрос Емели. (Открываю на доске карточку с вопросом).

— А теперь немного отдохнём.

Руки к верху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей

— Продолжим искать ответы на вопросы Емели.

— Чтобы ответить на второй вопрос давайте прочитаем слоги в Азбуке на с. 73. (Хором читают слоги).

— Как произносятся согласные в этих слогах? (Мягко).

— Какой вывод можем сделать? (Буква е смягчает согласные буквы).

— А какой гласный звук слышится в этих слогах? ([э]).

— Звук ([э] гласный или согласный? (Гласный).

— Переворачиваем карточку со вторым вопросом. Е обозначает гласный звук [э] в слиянии с мягким согласным.

— Возвращаемся в учебник. Работать будем в парах. Сначала один ученик читает соседу слова, затем другой.

— Произнесите протяжно слово «роет».

— Сколько звуков слышится в нём? (Пять).

— Почему так? (Буква е обозначает два звука).

— После, какого звука следует е? (После гласного).

— Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).

— Вот мы и ответили на все вопросы Емели.

8. Первичное закрепление.

— Теперь мы будем учиться читать текст с буквой е. Отгадайте загадку: Рыжая плутовка, всех кур пересчитала.

— Правильно, это лиса.

— Найдите в учебнике изображение лисицы, прочитайте текст.

— Кто живёт около ели?

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову.

Наклоны туловища вправо и влево.)

— Сейчас будем читать текст на с. 75 азбуки. (Читающие дети читают текст в азбуке).

— Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

— Прочитаем текст по цепочке.

— Почему текст называется Река.

— Где протекает река? Докажите.

– Что значит невелика?

— Как сказать по- другому?

-Что растёт у берега?

— Какие рыбы водятся в речке?

— Поиграем в игру «Любопытный», ответ на вопрос должен начинаться с буквы е.

-На каком дереве растут шишки? (На ели).

— Какие вы знаете имена на букву е? (Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина.)

— Какие вы знаете животных на букву е? (Енот, ехидна).

— Что говорит мама, когда тебя кормит? («Ешь».)

— Кто ездил на печи? (Емеля.)

— Отметка, которую не любят школьники. (Единица.)

— Ягода, похожая на малину. (Ежевика.)

10. Подведение итогов. Рефлексия.

-Мы с вами хорошо потрудились.

-Какую букву вы изучили сегодня?

-Что вы узнали о букве е?

-Понравился ли вам урок?

— Что нового узнали сегодня на уроке?

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Цели:

  • обучающая: повторить и закрепить знания учащихся о букве Ее, учить читать слова с буквой Е, учить работать с картиной, текстом, учить определять значения слов, обогащать словарный запас;
  • развивающая: развивать память, связную речь, внимание, логическое мышление учащихся;
  • воспитывающая: воспитывать интерес к чтению, чувство сопереживания, готовности прийти на помощь, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • для учителя: иллюстрации: «на что похожа буква Е» (гребень, сломанная лестница, грабли), Крошка Енот, медвежата, лес, рак; слоговая таблица (часы), наборное полотно с изученными буквами;
  • для учеников: «Русская азбука», простые карандаши, блокноты, касса букв и слогов.

Ход урока

Opг. момент.

Повторение и закрепление.

Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня на уроке мы с вами вспомним все изученные буквы, повторим то, что вы знаете о букве Е е, о её хитростях, будем учиться читать слова с этой буквой, различать слова, которые пишутся одинаково, но по значению разные.

-Посмотрите, у нас на уроке гость. Кто его узнал? Как его зовут?

-А из какого он мультфильма?

-Как вы думаете, почему именно он решил нас навестить?

(имя начинается с буквы Е).

-Крошка Енот будет наблюдать за вами весь урок и в конце скажет, кто же лучше вёл себя, кто был активнее всех.

Игра «Полубуковка».

-Итак, поиграем. Игра называется «Полубуковка».

(на доске прикреплены буквы, наполовину закрытые, а дети должны угадать их).

-Вам надо угадать букву по её половинке.

-Ой, ребята, смотрите! Наши старые знакомые Мишутки опять поссорились.

Они никак не могут поделить буквы. Давайте им поможем. На какие две группы можно разделить эти буквы?

(гласные и согласные).

-Разложите буквы на два полотна.

2. н, л, р, в, к, т, с).

-Почему эти буквы называются гласными?

-А почему эти — согласные?

-Хорошо. Вот мы и помогли нашим героям. Надеюсь, что они больше не будут ссориться.

-Скажите, какую из этих букв мы изучали на прошлом уроке?

На что похожа буква Е?

-Перечислите, на что похожа буква Е.

(грабли, сломанный гребень, сломанная лесенка).

-А кто знает стихи про них?

(1. Ева гребнем причесалась,
В нём три зубчика осталось.

2. Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась.

3. На дворе — такая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
В нём три зубчика осталось.)

-А почему букву Ее называют хитрой?

(1.при произношении называем два звука [й], [ э ]- в начале слова или после гласного в середине или конце слова;

2. в СГ после мягкого согласного слышим один звук [ э ] , например, лес — [л’эс ].

Физкультминутка.

Топай, мишка,
Хлопай,мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.

Повторное чтение слоговой таблицы.

-Продолжим. Сейчас мы почитаем слоги с буквой е. Вот часы, но вместо цифр вы видите-?

-Да. Я буду соединять стрелками буквы, а вы читайте слоги.

(читают один слог — договорите до целого слова , и так до конца).

Цели : организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы е в начале слова; научить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; выполнять звуковой анализ слов «ели», «ежевика» и «ежата»; создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения, мышления, речи учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обучению грамоте «Буква Е в начале слова»»

Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема: «Буква Е в начале слова».

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы е в начале слова; научить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; выполнять звуковой анализ слов «ели», «ежевика» и «ежата»; создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения, мышления, речи учащихся.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знать обозначение буквы е в начале слова, уметь произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов; выполнять звуковой анализ слов «ели», «ежевика», «ежата».

Познавательные: соотнесение звуковых моделей со словами-названиями картинок, построение звуковых цепочек.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважать мнение других.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, физминутка «Елочка», иллюстрации: Емеля, ежевика, ели, ежата, енот; схемы; карточки для индивидуальной работы и работы в парах; фишки зелёного, синего и красного цвета, учебник «Букварь» (авт.Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова).

I. Организационный момент. Настрой на урок:

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Чтобы правильно читать.

И г р а «Кто внимательный?».

1. Отгадайте имя по первым звукам названий предметов (иллюстрации- ель, мяч, ежевика, лимон, яблоко).

-Это наш гость. Кто его узнал? (Емеля)

-А из какой он сказки?

(«По щучьему велению»).

-Как вы думаете, почему именно он решил нас навестить?

(имя начинается с буквы Е).

-Емеля будет наблюдать за вами весь урок и в конце скажет, кто же лучше вёл себя, кто был активнее и старательнее всех.

Ученики закрывают глаза и повторяют «Я всё смогу, у меня всё получится».

2. Актуализация знаний. Игра «Я-учитель».

-Какая бывает речь?

-Что такое устная речь? Письменная речь?

-Из чего состоит наша речь? Предложение? Слово?

-Какие бывают звуки и буквы?

-Что знаем о гласных звуках?

-Какие гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного звука?

-Какие гласные буквы обозначают твердость предшествующего согласного звука?

-Что знаем о согласных звуках?

-На какие две группы делятся согласные звуки?

-Из чего состоят звонкие согласные? Глухие?

-Назовите всегда мягкие согласные звуки.

-Назовите всегда твердые согласные звуки.

-Для чего мы изучаем звуки и буквы? (чтобы уметь читать и писать слова с этими буквами, правильно говорить)

-Т.е. применять полученные знания на практике.

-А где водятся ежата? (в лесу)

II. Постановка учебной задачи. «Открытие» детьми нового.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Хотите побывать в лесу? Тогда идём! Только кто же ходит в лес без лукошка?

( Словарная работа: лукошко – ручная корзина из прутьев.)

В лес пускают без билета.

Там грибов, плодов и ягод

Наберёшь в лукошко на год.

-Беседа о правилах поведения в лесу.

Игра « Собери буквы в лукошко»

(одна корзина зелёного цвета, другая – синего.)

— Лес, ребята, волшебный, поэтому мы будем собирать не грибы, а буквы.

Проверка: ( в зелёном лукошке – буквы, которые пишутся после мягких согласных звуков: я , ю , ё, е.; в синем – буквы, которые пишутся после твёрдых согласных звуков: а, о, у, э.)

-Какую последнюю букву изучили?

-Буква е не проста, вы сейчас сами в этом убедитесь. Мы познакомимся с особенностями буквы е, узнаем, какие звуки она обозначает в начале слова.

2. — Посмотрите, кто нас встречает!

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

В слове ель мы Е услышим,

Букву Е мы так напишем:

Ствол и у ствола три ветки.

Букву Е запомним, детки.

— Найдите на рисунке самую маленькую ель. Видите, она стоит одна. Она хочет к подружкам, потому что одной очень скучно, как и вам без друзей. Поможем маленькой ели?

4. И г р а «Малышки-коротышки». Работа в парах- найти и подчеркнуть слово «ель».

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начала, и хвосты.

— Вот сколько елей получилось!

2.Звуковой анализ слова « ели».

– Произведем звуко-буквенный анализ слова ЕЛИ.

-Буква Е имеет секреты. Хотите узнать эти секреты? Тогда будьте очень внимательны.

– Сколько слогов в слове ели? (Два. Е-ли.)

– Произнесите первый слог протяжно. ( [й’э])

– Сколько звуков вы слышите?( Мы слышим 2 звука.)

– Назовите первый звук. (Звук [й’])

– Назовите второй звук. (Звук [э])

Какой можно сделать вывод? (Буква Е обозначает 2 звука.)

– Посмотрите, в какой части слова находится буква Е, и уточните, в каком случае она обозначает 2 звука. (Если находится в начале слова.)

– Произнесите второй слог. Из чего он состоит? (Из слияния мягкого согласного с гласным.)

– Вернемся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове «ели»? ( В слове «ели» 4 звука, 3 буквы. Букв на одну меньше, чем звуков, так как два звука й э обозначаются буквой е).

[Й] – согласный, мягкий

[л]– согласный, звонкий, мягкий

– Итак, что мы будем изучать на уроке? (Изучать букву е, которая обозначает два звука в начале слова).

— Ребята, маленькая ель не очень хорошо запомнила, какие звуки есть в слове ели. Поможем ей?

Игра « Живые звуки»

— Назовите 1 звук в слове ели:

й – зелёная фишка.

2 звук – красная.

3 звук – зелёная

4 звук – красная

-Звуки, встаньте по порядку, чтобы получилось слово «ели». Возьмитесь за руки 1 и 2 звуки -буква е. Видите, как звуки дружат! Назовите свой звук.

6. Первичное закрепление изученного материала.

Догадайтесь, какое это слово, если первая буква в нём не ё, а е.

— Догадались, кого встретили?

Под цветком ежиха- мать

Принялась ежат купать.

Кап-кап капает роса

На мордашки , на глаза.

Не поймёт ежиха-мать:

Как им спинки отмывать?

И ежата день – другой

Ходят с грязною спиной

Хоть сиди и месяц жди,

Чтоб закапали дожди.

Радуйтесь, что вы, ребята,

Не колючие ежата!

Выложим его из букв и цветных фишек.

(звуки й э обозначают букву е)

3 звук – ж твёрдый согл. Обозначим синей фишкой.

4 звук — а гласный пишем букву а

5 звук – т твёрдый согл. обозначим синей фишкой

6 звук – а гласный. Пишем букву а

Ежата провожают нас.

1. Работа по учебнику. Игра «Продолжи цепочку слов».

-Что изображено первым? (карандаш)

— На какой звук обратим внимание в слове? Посмотрите на схемы. (Последний звук ш)

-Что изображено вторым? (шкаф)

-Назовите первый звук. (ш)

-Слово «шкаф» начинается с последнего звука в предыдущем слове.

(Составить цепочку слов)

Например: кот-топор- ракета-автобус- сом-мак-крокодил-лук-ключ-чайник-куст.

2. Работа по карточкам –определить количество букв и звуков в словах «ракета» и «ежевика».

-Давайте с вами сделаем звуковой анализ слова «ракета».

– Произнесите хором слово ракета по слогам.

– Сколько слогов в этом слове?

– Произнесите первый слог протяжно.

— Произнесите второй слог протяжно.

-Какой гласный звук мы слышим после второго согласного?

Д. После второго согласного звука К мы слышим звук [э]

-Сколько звуков во втором слоге?

Д. Во 2 слоге 2 звука.

-Сколько звуков в третьем слоге?

Д. В 3 слоге 2 звука.

-Сколько всего звуков? Сколько букв?

Д. В слове ракета 6 звуков и 6 букв.

-Правильно, теперь нам можно сделать вывод:

Если буква Е стоит после согласного, то обозначает 1 звук Э и смягчает согласный звук.

-Сделаем звуковой анализ слова «ежевика».

-Почему звуков больше, чем букв?

Вывод: В чем особенность буквы «Е»?

( 1. Показатель мягкости предшествующего согласного звука.

2. Обозначает два звука в начале слова или после другой гласной буквы.)

3. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

-Какие хитрости буквы Е вы узнали сегодня?

(Если буква Е стоит в начале слова или после гласной — слышим 2 звука, а пишем 1 букву. А после согласных букв обозначает мягкость согласного и имеет звук «Э».)

– Когда буква “е” обозначает два звука?

– Какую роль выполняет буква “е” в слове после согласного?

– Какие задания были самыми интересными на ваш взгляд?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

VI. Словесное оценивание.

-Ребята, Емеля прошептал мне на ушко, как вы сегодня работали…

— Покажите каждый свое солнышко. В классе стало еще светлее!


Статьи по теме