Конспект Урока по русскому языку

Конспект Урока по русскому языку.rar
Закачек 1620
Средняя скорость 3318 Kb/s

Человек, владеющий родным языком на высоком уровне, всегда выделяется в лучшую сторону: способность грамотно писать, а также убедительно и доходчиво излагать свою точку зрения не только делает людей приятными собеседниками, но и способствует устройству на престижную работу и построению карьеры. Работа педагога-словесника имеет огромное значение, поскольку именно в школьные годы закладываются основы будущей грамотности.

В своей работе учителя русского языка пользуются многочисленными справочниками и словарями, им приходится знать не только все правила, но и помнить исключения из них. А кроме этого, они должны уметь грамотно строить занятия, чтобы учащимся на уроках не было ни тяжело, ни скучно. Методические разработки, представленные в данном логическом блоке, предназначены для того, чтобы помогать практикующим педагогам оптимизировать свою повседневную работу, экономить рабочее время и постоянно совершенствовать свой профессионализм.

Здесь можно найти такие документы, как:

  • технологические карты занятий;
  • визуализированные презентации;
  • диктанты для учеников различного уровня подготовки;
  • задания для подготовки к итоговым или промежуточным экзаменам;
  • готовые рабочие программы;
  • таблицы для облегчения изучения грамматических правил;
  • тексты на различную тематику;
  • вопросы и задания для конкурсов или викторин;
  • разработки других педагогов для проведения внеклассных мероприятий.

Учитывая, что итоговый экзамен по русскому языку предстоит каждому школьнику, к нему лучше всего начинать готовиться заранее. С помощью полезных материалов, размещенных на нашем сайте, словарный запас каждого учащегося станет намного богаче, подготовка к будущему экзамену пройдет намного легче, а знания языка будут намного глубже.

конспект урока по русскому языку 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»

Предмет: русский язык

Тема урока: Имя существительное.

Тип урока: открытие нового знания

— формирование общего понятия об имени существительном

— знакомство с именем существи­тельным как частью речи;

учить различать предмет и слово как часть речи;

учить соотносить вопросы кто? и что?;

показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными;

определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;

развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, умения работать в сотрудничестве с другими;

осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной целью.

научить распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

формирование познавательной потребности, умение оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью.

карточки для работы в группах

обучающиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные,

научатся различать предмет и слово как часть речи; учащихся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире (слово – название предмета)

научатся соотносить вопросы Кто? И Что?;

Русский язык 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений

в 2ч.Ч.2/Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. М:Просвещение, 2013, электронное приложение к учебнику

Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Открытие нового знания.

Применение нового знания. Развитие умений.

Работа в группах. Самостоятельная работа.

Самооценка. Мишень настроения.

I. Организационный момент.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение-старание-результат.

— Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха?

— А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.

II. Актуализация знаний.

1. Вводная беседа.

Кто такой детектив?

Какими качествами должен обладать хороший детектив?

По ходу ответов детей появляется запись или вывешивается плакат на левой стороне доски:

иметь зоркий глаз;

уметь слушать и слышать;

— Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться так: (вывешивается табличка)

Интересно, кто станет лучшим сыщиком?

Работа со скороговоркой (письмо по памяти; определение однокоренных слов)

Каждый хороший детектив ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Мы тоже будем вести такой журнал. Откройте тетради и запишите число.

Послушайте скороговорку и повторите её:

Проворонила ворона воронёнка.

— Какой звук произносится звонче других? (р)

— Что вы знаете про этот звук? (Звонкий, непарный согласный)

— Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой Р.)

— Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. (Р, р)

— Начинаем писать сверху вниз, ведем наклонную вниз, не доходя до конца линейки, закругляем влево. Возвращаемся наверх и пишем закругленный элемент.

— Начинаем писать наклонную вниз, отрываем, возвращаемся наверх, чуть ниже по наклонной вправо пишем, закругляем, ведём вниз и, не доходя до нижней строки линейки, делаем закругление вправо. Продолжите написание букв до конца строки

— Пропишем заглавную и строчную буквы Р в соединении.

— Ещё раз повторим скороговорку. Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь, (проверка предложения на доске)

— Найдите грамматическую основу предложения. (Один ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные дети пишут в тетрадях)

— Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении? (похожи)

— Как называются слова в которых есть общая часть? (однокоренные)

Выделите корень в этих словах (ворон)

Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в детективное агентство.

III Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение:

потерялась часть речи. Что будем делать? (Собирать информацию.)

Какие у вас возникли вопросы?

На какие вопросы отвечает?

Это и есть цель нашей деятельности.

познакомимся с новой частью речи;

узнаем, на какие вопросы она отвечает и что обозначает;

а также научимся распознавать ее среди других слов.

IV Открытие нового знания.

1. Составление фоторобота (работа в тетрадях и на доске).

На центральной части доски вывешивается табличка ФОТОРОБОТ

— Замените одним словом:

Движение воздуха — . (ветер).

Буря на море — . (шторм).

Сильный ветер со снегом — . (метель).

Порывистый ветер- … ( вихрь)

Ненастье с громом и молнией — . (гроза).

Обозначьте и объясните орфограммы.

Найдите среди этих слов слово,

в котором букв меньше, чем звуков;

все согласные звуки являются мягкими;

состоящее из одного слога;

с безударной гласной в корне.

Прочитайте еще раз записанные слова. Что вы можете сказать о них? (Отвечают на вопрос что? и обозначают явления природы.)

На центральной части доски появляются таблички

ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

2. Физкультминутка. Игра «Внимательный детектив».

Дети по команде учителя изображают животных:

Раки! (Отходят назад.)

Лошадки! (Топают ногами.)

Птицы! (Машут руками.)

Цапли! (Стоят на одной ноге.)

Человек! (По этой команде дети садятся на места.)

Как можно назвать слова этой группы?

— На какой вопрос они отвечают?

На доску вывешиваются таблички

КТО? ЖИВОТНЫЕ И ЛЮДИ

— Запишите слова по памяти

(Проверка с доски.)

3. Работа в группах по инструкции.

— Прочитайте слова на карточках.

— Задайте вопрос кто? или что?

— Дайте названия группам слов:

Страх ножной доктор морковь

Радость ножницы летчик земляника

Печаль грабли плотник дерево

Унынье кисть повар ромашка

Любовь пила космонавт лен

— Поставьте вопрос к словам третьего столбика. (Кто?)

— Такие имена существительные называются одушевлённые.

— Поставьте вопрос к остальным словам. (Что?)

— Такие имена существительные называются неодушевлённые.

Назовите с вопросами сначала одушевлённые, потом – неодушевлённые имена существительные.

— Кто сформулирует правило? (бывают одушевлённые и неодушевлённые, отвечают на вопросы кто? и что?)

1-я группа-« Чувства», 2- я группа « Инструменты»,

3- я группа- « Профессии», 4-я группа-«Растения»

И все вместе это ( вывешивается табличка)

Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части речи по ее фотороботу?

На доске к этому времени выстроилась схема

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЖИВОТНЫЕ

— Что обозначают? Предмет. Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.

— Как же называется часть речи, которую мы так долго искали?

— Вы узнаете, правильно прочитав шифрограмму.

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.

3 склонения существительных

Предварительный просмотр:

Тема: Три склонения имён существительных.

Цель урока: а) Дать понятие о трёх типах склонения имён

существительных в единственном числе.

б) Познакомить с распознаванием типа склонения

по окончанию и по роду.

в) Обогащать словарный запас учащихся.

г) Научить работать в группе.

д) воспитание чувства дружбы и доброты.

1 . Организационный момент.

У. -Здравствуйте, ребята.

Д. Долгожданный был звонок-

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

У. Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть!

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Хорошее настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут вам сделать новые открытия. Желаю вам успеха.

2. Повторение изученного.

У.Сегодня наша задача найти новые знания об имени существительном. Но сначала давайте повторим то, что мы знаем об имени существительном.

— Что такое имена существительные, и на какие вопросы они отвечают? ( ответы учащихся)

— Какие бывают имена существительные ? (существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные)

-Как изменяются имена существительные? (по родам, по числам, по падежам)

У. Теперь посмотрите на доску и читайте.

(На доске написаны словосочетания)

У.Что написано на доске?

Д. На доске написаны словосочетания.

У. Прочитайте их хором. Запоминайте словосочетания. Через несколько минут я закрою существительные, а вы, ориентируясь на первое слово, напишите словосочетания полностью.( дети пишут на черновиках и проверяют друг друга, потом по одному выходят и пишут на доске словосочетания, проверяют орфограммы, объясняют правописания слов с предлогом и указывают падежи существительных)

У. На какие две группы можно разделить эти словосочетания по составу?

Д. Словосочетания купил пальто, ели зефир состоят из глагола и существительного, а остальные состоят из глагола и существительного с предлогом.

У. Ещё на какие две группы можно разделить эти словосочетания в зависимости от рода существительных.

Д . Ехали по шоссе, купил пальто, вышел из метро – существительные среднего рода, а в остальных словосочетаниях мужского рода.

У. Ещё на какие две группы можно разделить эти словосочетания?

Д. Шоссе, пальто, метро – несклоняемые, а зефир, таран, газон – склоняемые существительные.

У. А что такое склонение?

Д. Изменение имён существительных по падежам – называется склонением.

У. Просклоняйте слово зефир.( один ученик работает на доске, потом работа проверяется)

У. На минутке чистописания мы будем писать три буквы. Первая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в винительном падеже. Какая это буква? В каком слове она находится?

Д. Это буква а. Она находится в несклоняемом существительном пальто, которая стоит в вин.падеже.

У. Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которая стоит в дат. падеже. Какая это буква? В каком слове она находится?

Д. Это буква о . Она находится в несклоняемом существительном шоссе , которая стоит в дат. падеже.

У. Третья буква в несклоняемом существительном, которая стоит в род. падеже , означает парный глухой твёрдый согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?

Д. Это буква т . Она находится в слове метро и обозначает парный глухой твёрдый согласный звук [ т ].

У. Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так, чтобы в каждой ячейке гласные стояли перед согласной и менялись между собой местами.

Д . аот оат аот оат аот… … … (на доске)

Я тетрадочку открою

И наклонно положу

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

У. Сегодня мы познакомимся ещё с одним словарным словом. Для этого соедините первые слоги существительных мужского рода, которые находятся в предложном падеже, в винительном падеже без предлога, в винительном падеже с предлогом. Какое это слово?

Из каких слов вы его составили?

Д. Это слово газета. Мы его составили из слов на га зоне, зе фир, на та ран.

У. На доске написано определение понятия газета. Давайте, прочтём его хором.

Газета- это периодическое издание в виде больших листов, которое выходит несколько раз в неделю и отражает события в нашей стране и за рубежом.

У. Какие слова вы не понимаете? (объяснение непонятных слов на татарском языке)

У. Слово газета – пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение « мелкая монета». Первая газета появилась в 1563 году в итальянском городе Венеции. Тогда газеты были рукописные, продавались только для прочтения. За чтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.

Найдите слово газета в орфографическом словаре. Напишите его в тетради, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную а .

У. Охарактеризуйте слово газета как часть речи.

Д. Слово газета- имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, женского рода, в единственном числе.

У. Это существительное склоняемое или несклоняемое?

Д. Газета- склоняемое существительное.

У. Можете ли вы определить, какого именно склонения данное слово?

Д. Нет, не можем, потому что мы не знаем, какого склонения бывают существительные.

У. Вы догадались, какая будет тема сегодняшнего урока?

Д. Сегодня на уроке мы должны узнать, какого склонения бывают имена существительные и как определить склонение существительных.

Изучение нового материала

У. Напишем словарный диктант. ( Один ученик у доски)

1.Это культурное учреждение, там берут книги. ( Библиотека)

2. Там растут культурные растения. ( Поле)

3. Человек, который учит детей. (Учитель)

4. Дуб- это … (Дерево)

5. Планета, на которой мы живём. (Земля)

6. Отец моего папы. (Дедушка)

7. Природная зона, на которой растут тюльпаны. (Степь)

8. Брат моего отца. (Дядя)

9. Любимая овощ зайца. (Морковь)

10. Там растёт много деревьев. (Лес) ( Проверка)

У. Назовите существительные женского рода с окончаниями — а, -я

Д. Библиотек а , земл я .

У. пишет на доске:

У. Назовите существительные мужского рода с окончаниями — а, -я.

Д. Дедушк а , дяд я .

У. пишет на доске:

У. Назовите существительные мужского рода с нулевым окончанием.

У. пишет на доске:

Сущ. ж.р. Сущ. м.р . Сущ. м. р.

библиотека дедушка лес

земля дядя учитель

У. Назовите существительные среднего рода и выделите в них окончания.

У. пишет на доске:

Сущ. ж. р. Сущ. м.р. Сущ. м. р . Сущ. с. р .

библиотека дедушка лес поле

земля дядя учитель дерево

У. Определите род и выделите окончания у оставшихся имён существительных.

Д. Существительные морковь, степь женского рода с мягким знаком на конце.

( У. пишет на доске)

Сущ. ж.р. Сущ. м.р. Сущ. м. р. Сущ. с. р. Сущ. ж. р.

библиотека дедушка лес поле морковь

земля дядя учитель дерево степь

У. По каким признакам мы группировали существительные?

Д. Мы группировали существительные по роду и окончанию .

У. С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают 1, 2, и 3- го склонения.

( Учитель завершает запись)

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение

Сущ. ж.р. Сущ. м.р. Сущ. м. р. Сущ. с. р. Сущ. ж. р.

библиотека дедушка лес поле морковь

земля дядя учитель дерево степь

У. Существительные какого рода и с какими окончаниями относятся к 1- му склонению?

Д. К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.

У. Какие существительные относятся ко 2- му склонению?

Д. К 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончаниями среднего рода с окончаниями — о,- е.

У. Какие существительные относятся ко 3- му склонению?

Д. . К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.

У. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

Д. Чтобы определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа, надо узнать его род и выделить окончание . По роду и окончанию определить склонение.

У. Как определить склонение существительного в любом другом падеже, кроме именительного, надо поставить это существительное в именительном падеже, узнать его род, выделить окончание.

По роду и окончанию определить склонение.

У. Обобщите наши рассуждения по плану:

— Что такое склонение?

— Какого склонения бывают имена существительные?

— Какие существительные относятся к 1- му склонению?

— Какие существительные относятся ко 2- му склонению?

— Какие существительные относятся к 3- му склонению?

— Как определить склонение существительного?

У. Устали? Давайте отдохнём. Я буду называть существительные, а вы, определив их род сделаете физические упражнения по рисунку .(карандаш, город, сорока, тетрадь, яблоко, дверь, платок, деревня, мясо, Коля, папа, одеяло) (м.р. -наклон вперёд, ж.р .-приседание, с.р.- наклон назад)

У. Теперь, давайте потренируемся. К каждой паре даю слова, ваша задача определить их склонение. ( Работа в парах,взаимопроверка)

У. Открываем учебники. (стр.76-77)Выполняем упражнение 166-ое письменно.(взаимопроверка)

Молодцы, ребята, я вами очень довольна.

На доске написано стихотворение, Прочитайте его.

Ёж.к кругл.. и к.люч..

Всех к.лол (на) всякий случай,

Думал: «Буду об.жать,

Будут бол.ше уважать.»

Если ты к.люч, как ёж,

То друзей (с) трудом найдёшь.

У. -Вставьте пропущенные орфограммы и докажите, почему так пишутся эти слова?

-О ком это стихотворение? О чём он думал? Вы согласны с ним? Хотели бы вы, чтобы у вас был такой «колючий» друг?

-Какой должен быть настоящий друг? (ответы детей)

У. Дружбой своих одноклассников особенно нужно дорожить и жить под девизом: «Один за всех и все за одного.

Люди о дружбе придумали очень много песен, поговорок и пословиц. Давайте вспомним пословицы о дружбе .(дети говорят пословицы и поют один куплет песни «Если с другом вышел в путь»)

У. Ребята, вам понравился урок?

— Что нового узнали на уроке?

— Что такое склонение?

— Какого склонения бывают имена существительные?

— Какие существительные относятся к 1-му склонению?

— Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

— Какие существительные относятся к 3-му склонению?

— Как определить склонение существительных?

Д/з: выучить правило на стр.76, написать мини -сочинение о своём друге.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·.

Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения.

формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр.

» 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ.

Фразеологизм. Фразеологизм и слово.

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц.


Статьи по теме