Курсовая Привлечение Иностранных Инвестиций

Курсовая Привлечение Иностранных Инвестиций.rar
Закачек 3573
Средняя скорость 7412 Kb/s

Иностранные инвестиции в Российской Федерации и проблемы их привлечения

Е.И. Мосина, канд.экон.наук, Орловский государственный институт экономики и торговли

Н. А. Машкина, доцент, Юго-Западный государственный университет

С официальной точки зрения следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. Вместе с тем, Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования ино-странных инвестиций. Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без притока капитала в международном масштабе и его активного использования. Любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому повышению национального дохода, столкнется с неразрешенными трудностями, если попытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств.

Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и иных видов деятельности, в результате которых образуется прибыль и достигается иной полезный эффект. Инвестиции можно классифицировать по направленности инвестиционной деятельности и в соответствии с этим признаком различать (рис. 1):

инвестиции, направленные на внешнее развитие предприятия;

инвестиции, направленные на внутреннее развитие предприятия.

Внешнее развитие — это создание новых производств и даже новых предприятий в рамках, например, холдинга. Инвестиции в создание новых предприятий в мировой практике получили название «инвестиций на зеленой лужайке» и являются основной альтернативой инвестиций в форме слияний и поглощений. Слияния и поглощения позволяют компаниям-инициаторам достигать поставленных целей (например, выхода на новые рынки) в кратчайшие сроки, что особенно важно в условиях острой конкурентной борьбы.

К основным признакам слияний и поглощений как формы инвестирования можно отнести следующие:

по периоду инвестирования это долгосрочные инвестиции, то есть, рассчитаны на период более года;

по формам собственности инвесторов слияния и поглощения относятся к частным инвестициям, которые могут осуществляться как отечественными, так и иностранными предприятиями негосударственных форм собственности;

по объектам инвестирования слияния и поглощения относятся к реальным инвестициям, то есть это инвестиции в материальные и нематериальные активы других предприятий.

Таким образом, слияния и поглощения относятся к сделкам по переходу корпоративного контроля и являются инвестициями в реальные активы, которые могут осуществляться как российскими, так и иностранными частными инвесторами.

На сегодняшний день слияния и поглощения являются доминирующей формой прямых иностранных инвестиций в России и за рубежом.

Ведущие экономисты нашей страны, из-за шаткого экономического положения России, связывают будущее с широкомасштабным привлечением в нашу экономику иностранных инвестиций, что положительно отразится на уровне жизни населения и будет способствовать созданию развитого общества. Приток иностранных источников капитала играет большую роль в достижении таких целей, как подъем экономики и ее вывод из кризисного состояния.

Привлечение иностранных инвестиций в экономику России является одной из приоритетных задач, которые предстоит решить в ближайшие годы. Обращение к иностранному капиталу необходимо стране по нескольким причинам:

сокращение инвестиционных ресурсов страны, а также экономический и финансовый кризисы создали необходимость обращаться за иностранными инвестициями в целях поддержания сфер производства и бюджета;

иностранные инвестиции, вкладываемые в высокие технологии, существенно повышают степень конкурентоспособности отечественного производства;

предприятия, основанные на иностранных инвестициях, повышают уровень занятости населения за счет создания новых рабочих мест, что положительно сказывается на экономике страны;

предприятия с иностранными инвестициями помогают бороться с устоявшимся монополизмом российских предприятий [1].

Согласно методологии Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, выделяются три типа иностранных инвестиций — прямые, портфельные и прочие. Прямые инвестиции — это инвестиции, осуществленные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующие не менее 10 % акций или уставного (складочного) капитала хозяйствующего субъекта. Портфельные инвестиции представляют собой покупку акций, паев, облигаций, векселей и других ценных бумаг; они составляют менее 10 % в уставном (складочном) капитале организации. Инвестиции, которые не считаются прямыми и портфельными, относятся к прочим инвестициям. Последние включают торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии правительства Российской Федерации, прочие кредиты (кредиты международных финансовых организаций и т.д.), банковские вклады [2].

Для экономической политики России одной из важнейших задач является привлечение иностранного капитала. И именно прямые инвестиции в большей мере обеспечивают поступление в Россию новых технологий, оборудования и «ноу-хау», обновляются производственные технологии, возрождается и растет промышленное производство. Преимущества прямых иностранных инвестиций состоят в следующем:

Являются дополнительным источником вложения капитала в производство продукции, создания новых технологий и методов управления.

Прямые иностранные инвестиции способствуют получению средств для обслуживания внешнего долга страны.

Служат для создания дополнительных условий для вхождения экономики страны в мировое хозяйство, за счет производственного и научно-технического объединения.

Косвенными последствиями использования прямых иностранных инвестиций являются: появление производств, использующих современные технологии, подготовку и перепрофилирование российских менеджеров на использование новых методов управления; развитие регионов России, обладающих богатыми запасами ресурсов; расширение экспортного потенциала страны.

Иностранные инвестиции в Россию в I квартале 2011 г. поступили на сумму$12,031 млрд., что на 30,3% меньше их притока в аналогичном периоде прошлого года.

Прямые инвестиции за I квартал 2011 г. поступили в страну на сумму $3,182 млрд., что на 43% меньше по сравнению с I кварталом 2010 г. Объем портфельных инвестиций за квартал составил $115 млн. — на 6,5% ниже, чем годом ранее. Прочие инвестиции поступили на сумму $8,734 млрд. — на 24,4% меньше по сравнению с притоком годом ранее.

Таким образом, в общей структуре притока иностранных инвестиций в Россию в I квартале 2011 г. 72,6% составляли прочие инвестиции, 26,4% — прямые инвестиции и 1% — портфельные инвестиции.

Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Нидерланды и Люксембург, на долю которых приходится соответственно 18,3%, 18,1% и 13,9 % всех накопленных инвестиций в страну. В первую десятку крупнейших инвесторов входят далее Великобритания 8,8%, Германия 7,2 %, Китай 3,9 %, Ирландия 3,4 %, Франция 3,2 %, Япония 3,1%, Виргинские острова 2,9 % [3].

Отраслевое распределение иностранных инвестиций в России в настоящее время характеризуется значительной неравномерностью. Интерес для иностранных инвесторов представляет весьма ограниченное число отраслей. В 2011 году структура иностранных инвестиций по видам экономической деятельности выглядит следующим образом (рис.2):

Территориальное распределение иностранных инвестиций не отвечает в должной мере интересам российской экономики и характеризуется чрезмерно высокой концентрацией в столичных городах, в богатых сырьем регионах и крупных промышленных центрах. По объему иностранных инвестиций в 2011 г. российские регионы разместились следующим образом: Центральный федеральный округ (50,4%), Дальневосточный федеральный округ (19,1%), Сибирский федеральный округ (8,5 %), Северо-западный федеральный округ (7,6 %), Уральский федеральный округ (7,2%), Приволжский федеральный округ (4,2%), Южный федеральный округ (2,7%). Приведенные данные свидетельствует о крайней неравномерности регионального распределения зарубежного капитала и незначительным вложением иностранного капитала в большую часть регионов России [4].

Предпосылками ускорения притока иностранного капитала в Россию могут стать меры по репатриации «убежавшего» из России капитала.

Необходимо также привести российское законодательство, определяющее вывоз капитала как незаконный, в соответствии с международным правом. Как свидетельствует мировой опыт продуманная политика привлечения иностранного капитала самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны.

Эксперты отмечают, что на ситуацию с притоком иностранных инвестиций в большей степени влияет общее недоверие, царящее на рынках. На фоне падений инвестиций в основной капитал это вполне закономерный процесс. Кроме того, ухудшились возможности иностранных инвесторов вкладывать деньги в Россию, а также значительно снизилось их желание рисковать, ведь Россия по- прежнему остается высокорисковой страной.

Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.

Однако анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.

Основными проблемами привлечения иностранного капитала в Россию являются:

Проблема обеспечения возвратности и прибыльности инвестиций остается важнейшей причиной настороженности иностранных инвесторов. Не смотря на то, что рост выпуска в целом сопровождается ростом инвестиций, в том числе и иностранных, темпы этого роста существенно отстают от темпов роста ВВП. Существует значительная разница между объемами иностранных инвестиций в различных отраслях, что в первую очередь определяется платежеспособным спросом внутреннего и внешнего рынков продукции этих отраслей. Кроме того, значительный интерес иностранных инвесторов к некоторым важнейшим секторам российской экономики (например, к электроэнергетике) сдерживается существующим в них государственным регулированием цен на их продукцию.

Второй, важной проблемой является высокая стоимость заемных средств на внутреннем рынке и наличие значительных рисков (политических и экономических) и неопределенностей, удорожающих стоимость инвестиционных средств, привлекаемых из-за рубежа. Значительный прогресс последних лет в области налогового законодательства снизил остроту проблемы запутанности налогообложения. Вместе с тем, вновь введенные условия и механизмы требуют проверки их эффективности и работоспособности.

Постепенно намечающаяся тенденция подъема российской экономики и создание законодательной базы инвестиционной деятельности способствую формированию в целом позитивных ожиданий иностранных инвесторов и постепенному росту их активности на российском рынке. Дальнейшее наращивание этой активности будет зависеть от устойчивости этой тенденции и результатов проверки практикой и совершенствования созданных правовых механизмов [5].

Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на:

улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономической ситуации и создание эффективного экономического законодательства;

организацию эффективного внут- рироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором;

выход Российской Федерации и промышленных предприятий России на международные рынки ценных бумаг.

Однако все эти меры требуют для реализации достаточно большого количества времени, и в ближайшие 2-3 года весьма неудовлетворительная для российской экономики ситуация с привлечением иностранных инвестиций вряд ли качественно улучшится.

Иностранные инвестиции в России // Финансовое управление предприятием. 2008. №1. С.28.

Официальный сервер Госкомстата [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru

Иностранные инвестиции. РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс]. URL: www.rbc.ru

Прямые иностранные инвестиции в России [Электронный ресурс]/ URL: e-lib.gasu.ru

Иностранные инвестиции [Электронный ресурс]. URL: www.5ka.ru/ 101/1085/1.html

Гусев К.Н. Иностранные инвестиции в России: новые рекор- ды//Банковское дело. 2010. №5. С.75.


Статьи по теме