Курсовая Работа по Философии

Курсовая Работа по Философии.rar
Закачек 3267
Средняя скорость 4373 Kb/s

Курсовая работа по философии

1. Природа как объект философских исследований

натурфилософии (лат. natura — «природа») — философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемое в ее целостности. Границы между натурфилософии и естествознания, ее место в философии исторически менялись. Наибольшую роль натурфилософии играла в древности. Натурфилософии появилась первой исторической формой философии и Фактически сливалась с Естествознание (атомистическая гипотеза в Древней Греции). В дальнейшем натурфилософии в основном именовалась физикой, т.е. учением о природе.

В Средние века натурфилософии почти исчезает. Отдельные элементы античной натурфилософии были приспособлены к креационистских представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии. В эпоху возрождения начинается новый расцвет натурфилософии, Который связан с именами Дж.Бруно, Б.Телезио, Дж.Компанеллы, Дж.Кардано, Парацельса, Ф.Патрицы. Натурфилософии этого времени развивалась главным образом на основе пантеизма и гилозоизма. Принцип тождества микро-и макрокосмоса особенно широко используется. Выдвинута концепция целостного рассмотрения природы и ряд других диалектический положений. В 17-18 веках в эпоху господства механистически естествознания натурфилософии отступает на второй план. В немецкой классической философии натурфилософии снова выдвигается в качестве основной доктрины. Современными науками натурфилософии практически не рассматривается.

Природа — это то, что находится при роде человеческом, то, из чего рождается сам человек. Особенности, Которые присущи исключительно человеку (и обществу), в природу не входят. Человек природен в силу своего физико-биологического содержания. Он надприроден постольку, поскольку вырабатывает сложные формы психической и социальной жизни. Во взаимоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней, «записывает» себя в нее (магнитная плата компьютера содержит «записанную» на нее человеком информацию, скульптура свидетельствует об эстетических ценностях ее создателя).

Весьма близки по своему значению термины «природа» и «материя». Материя — это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают.

Итак, природа — это совокупность естественных условий существования человека и общества.

ОБЗОР: ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ

Античная философия космоцентричний, космос понимается как неразделенность природы и человека. Греческие философы НЕ противопоставляют природе человеку. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, Развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходит до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек средневековья не менее, чем человек античности, подчинен природным закономерностям и ритмам.

В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в согласовании с данными естественных наук, физики, химии, биологии.

В ХХ веке (двадцатые годы) на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая Не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В.И.Вернадский и французскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера — это область господства разума. Имеется в виду, что к ХХ веку единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Теперь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума. Вера в силу разума объединяет философов ноосферы с философами Нового времени.

Из четырех ведущих философских направлений наших дней — феноменологии, герменевтики, аналитической философии и постмодернизма — тема природы Занимает достойное место только в аналитической философии и герменевтики.

В аналитической философии стремятся реализовать научный, а также научно-технический подход к природе. Ее содержание интерпретируется на основе данных естественных наук. Природа — это то, что описывается совокупностью естественных наук. При этом надо иметь в виду, что в ХХ веке по сравнении с Новым временем в естественных науках достигнуты впечатляющие успехи.

герменевтики рассматривают природу как включенную в бытие-в-мире человека. Человек находится в мире, поэтому ему предстоит понять природу, что он делает посредством умеренной, а не хищнической практической деятельности. Надо, мол, понятий зов самой природы.

Наш краткий исторический обзор показывает, что человек всегда Находился и находится в некотором соотношении с природой, которое он определенными образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынуждена проверять природу на «человечность». С этой целью он употребляет все доступные ему средства, в том числе и философию.

О природе толкуется Не только в так называемых естественных науках, к Которым относят физику, химию, геологии, биологию, но и в философии.

СИНЕРГЕТИКА — НАУКА О сложных

В конце ХХ века все большее развитие получает синергетика — наука о сложном, в том, как в хаосе устанавливается Определенный порядок, Который, однако, рано или поздно разрушается. Интересно, что как в установление, так и в разрушении порядка огромную роль играют маленькие воздействия (флуктуации). Благодаря этим воздействиям система в одних случаях приобретает упорядоченности, в других эта упорядоченности, исчерпав себя, разрушается, при этом система попадает в состояние неустойчивости. Смена режимов устойчивости и неустойчивости происходит в системах, где есть подвод вещества, энергии и информации. К развития синергетики наука рассматривал отдельно хаос и порядок, причем основное внимание уделялось именно порядке, ибо его можно описать Относительно простыми математическими уравнениями. Синергетика выявляет пути зарождения в хаосе порядка, его поддержания и распада.

Представьте себе нагрев воды в кастрюле. По счет подвода энергии вода начинает нагреваться, появляются пузырьки воздуха в воде. А возникают они на случайных местах, в силу случайностей. Но если пузырек образовался, то в уже достаточно нагретой воде он увеличивается в размерах и поднимается к поверхности воды, где лопается. При нагревании воды хаотичности движения ее молекул возрастает, но именно в этом хаоса устанавливается порядок, развивается история капель, наполненных водяными парами.

Нечто аналогичное происходит в товарно-денежных отношениях. Здесь хаос — это рынок. Одни продают, другие покупают, при этом разброс чувств, мнений огромен. Но в хаосе рынка устанавливаются определенные закономерный отношения, Которые изучает экономика как наука.

Сложной системой с хаосом и порядком является любой естественный язык. Филологи хорошо знают, что грамматические закономерности возникают случайным образом, одни случайности «вымирают», а другие, наоборот, приобретают все новых сторонников. Язык — это шум, хаос, в котором есть порядок.

Исходя из успехов синергетики ученые объясняют возникновение и развитие упорядоченных систем перестройкой хаоса. Все возникает из


Статьи по теме