Литературное Чтение 1 Класс Пнш Учебник

Литературное Чтение 1 Класс Пнш Учебник.rar
Закачек 1000
Средняя скорость 9464 Kb/s

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ 1.docx

Урок 1
НАЧАЛО ПУТИ:
ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ПОМОЩНИКИ

Страницы : (учебник) 3–5; (тетрадь) 3–4, задания № 1–5.

Цель деятельности педагога : создать условия для ознакомления учащихся с новой учебной книгой, логикой ее построения, соотнесения новой информации с прошлым опытом общения с книгой ; способствовать совершенствованию навыков беглого выразительного чтения, развития речи учащихся, пополнения словарного запаса.

Планируемые результаты : личностные УУД: проявляют положительное отношение к школе, учебной деятельности на уроке литературного чтения; метапредметные УУД: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – знакомятся со знаками, символами, приведенными в учебнике; коммуникативные – используют в общении правила вежливости; предметные УУД: научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; получат возможность научиться находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», различать сюжетно-композиционные особенности докучной сказки.

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение», тетради для самостоятельной работы, хрестоматия, условные знаки; рисунок ученого к ота.

I. Организационный момент.

Вдоль картинок вы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Очень много вы узнали!

Очень много вы прочли!

Был ваш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

И теперь на книжной полке

Вас другие книжки ждут.

II. Знакомство с учебником.

Познавательные УУД: работа с дидактическими иллюстрациями.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи.

– Прочитайте название учебника. (Литературное чтение.)

– Что такое литература, как вы понимаете? (Свободные высказывания детей.)

– Обратимся к толковому словарю.

Чтение статьи словаря хорошо читающим учеником.

Литература – п роизведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение (научная литература, художественная литература, древнерусская литература) ; письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма) ; совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу (политическая литература, техническая литература).

– Вы живете в очень интересное время, когда без хорошего умения читать просто не обойтись.

– Рассмотрите обложку. Что заметили? (Маша и Миша читают.)

III. Повторение правил обращения с книгой.

Коммуникативные УУД: коллективная работа.

– Ребята, давайте вспомним правила обращения с книгой .

 Брать книгу только чистыми руками.

 Книга любит одежду – обложку и закладку.

 Переворачивать странички за верхний правый угол.

 Не делать в книге пометок, не загибать страниц.

 Если книга порвалась – ее обязательно надо «вылечить».

– Почему надо беречь книги? (Ответы детей.)

– Объясните смысл пословиц и поговорок :

 С книгой жить – век не тужить.

 Кто много читает, тот много знает.

 Хорошая книга – лучший друг.

Задание (по желанию): к следующему уроку подберите свои пословицы о книге.

IV. Условные обозначения в учебнике.

Учебник разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией комплекта «Перспективная начальная школа» и является частью единого комплекта, в который входят также хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя. Решению главной задачи курса «Литературное чтение» в 1-м классе (формирование мотива и обучение умениям и навыкам чтения) способствует подбор текстов, вызывающих интерес детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и использование преимущественно поэтических текстов. Короткая длина строки, повторяющиеся слова и целые строчки, парная рифма и наличие ритма — всё это помогает создать ситуацию успеха чтения для первоклассника, который начинает учиться читать.

Оглавление
Глава 1.На Огородах Бабы-яги 3
Глава 2. Пещера Эхо 24
Глава 3. На пути в Волшебный Лес 35
Глава 4. Клумба с Колокольчиками 39
Глава 5. В Лесной Школе 45
Глава 6. Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения 56
Глава 7. На выставке рисунков Юрия Васнецова 65

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Рабочая программа по литературному чтению составлена Ждановой Е.Ф. на основе авторской программы «Литературное чтение» Н.А. Чураковой, О.В. Михаловской. Программа соответствует ФГОС второго поколения 2010г. и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений 2011 года и является одним из структурных компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой.

Программа предназначена для учащихся 1 класса общеобразовательной школы и рассчитана: 46 часов — 4 урока в неделю.

Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Эта предметная область способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности — вот круг тех метапредметных задач, которые решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой и ориентируясь на собственные предпочтения, и

в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

духовно-нравственная (на материале художественных произведений понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали); литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях /роды, виды и жанры литературы/

до понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект /художественные приемы/),

библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом

до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).

Программа 1 класса предполагает плавный переход из «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказок. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты; получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строчек; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Учащиеся на практике убеждаются, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

Итогом первого года обучения является формирование мотива и начальных умений и навыков осознанного чтения и короткого устного высказывания. Дети получают представление о малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями «автор», «название произведения»; называют персонажей произведения, высказывают свое отношение к происходящему, находят повторы и рифмы.

Главная задача обучения в 1 классе — формирование мотива и совершенствование начальных умений и навыков чтения.

Содержание курса «Литературное чтение» (46 ч)

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения.

Формирование библиографической культуры. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.

Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Раздел «Элементы творческой деятельности»

Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.

Сравнительный анализ текстов и музейных иллюстраций к ним с выражением эмоционального отношения.

Чтение по ролям.

Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора.

Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

Малые жанры фольклора

Прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.

Русские народные сказки

Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок»*, «Три медведя»*, «Маша и медведь»*.

Русские писатели и поэты

Л. Толстой «Косточка»*; М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература

А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак*, Дж. Ривз.

Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок);

С. Воронин «Необыкновенная ромашка»;

Ю. Коваль «Полет»*, «Снегири и коты»*, «Береза»;

Д. Биссет «Шшшшш!»*, «Бац»*, «Под ковром»;

Б. Заходер «Серая звездочка»*.

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

Планируемые результаты изучения программы

по литературному чтению к концу 1-го года обучения

В области общих учебных действий

ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;

работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.

В области коммуникативных учебных действий

В рамках коммуникации как сотрудничества:

работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

выполнять работу по цепочке.

В рамках коммуникации как взаимодействия:

видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.

В области контроля и самоконтроля учебных действий

Обучающиеся получат возможность научиться:

понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;

обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.

Предметные результаты освоения учебной программы

по курсу «Литературное чтение» к концу 1-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;

читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;

рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и

коллективной работы получат возможность научиться:

находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;

задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).

отличать прозаическое произведение от стихотворного;

различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;

находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы).

Обучающиеся получат возможность научиться:

различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок;

обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка — закличку; рассказ — сказку).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на маркирование;

рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженным в тексте.

Обучающиеся получат возможность научиться:

осваивать на практике малые фольклорные жанры и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);

находить в разделе «Музейный Дом» иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам, сравнивать тексты и иллюстрации.

Учебно-тематическое планирование по литературному чтению

Учитель: Жданова Е.Ф.

На изучение предмета по литературному чтению отводится 46 часов в учебный год (4 часа в неделю).

Интегрированная проверочная работа — 1 (см. Приложение № 2)

Планирование составлено на основе авторской программы «Литературное чтение» Н.А.Чураковой, О.В. Малаховской, которая является одним из структурных компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой. (см. Приложение № 1).

Программа и учебник

Методическое и дидактическое обеспечение

Программа по литературному чтению. / Н.А.Чуракова // Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспекивная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. -М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Чуракова Н.А. Литературное чтение: [Текст]: 1 кл.: Учеб. / Н.А. Чуракова. — М.: Академкнига / Учебник, 2011.

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение [Текст]: 1 кл.: Методическое пособие / Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. — М.: Академкнига / Учебник, 2011.

1.Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы [Текст]: 1 кл. / О.В. Малаховская; под ред. Н.А. Чураковой. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

2. Чуракова Н.А. Литературное чтение: Хрестоматия [Текст]: 1 кл.: / Н.А. Чуракова. — М.: Академкнига / Учебник, 2011.

Начальная школа. Наука без скуки. Выпуск 1. Компакт-диск для компьютера: Математика. Русский язык. Чтение. Авторы-составители: Блинова И. В. / Дьячкова Г. Т. / Ракитина С. В. и др. Издательство: Учитель, 2010

Начальная школа. Наука без скуки. Выпуск 2. Компакт-диск для компьютера: Математика. Русский язык. Чтение. Авторы-составители: Блинова И. В. / Дьячкова Г. Т. / Ракитина С. В. и др. Издательство: Учитель, 2010


Статьи по теме