Охрана Труда Курсовая Работа

Охрана Труда Курсовая Работа.rar
Закачек 3418
Средняя скорость 8024 Kb/s

3.2 Зарубежный опыт охраны труда

Одним из приоритетных направлений деятельности государства в сфере охраны труда представляется использование достижений зарубежных стран. В этой связи чрезвычайно важным представляется изучение как положительного, так и отрицательного мирового опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.

Интересным явлением в трудовом праве стран Запада существование законодательства, норм коллективных договоров про установление льгот по охране труда лиц преклонного возраста- лиц предпенсионного возраста, особенно тех. которые имеют продолжительный трудовой стаж. Льготы касаются сокращения рабочего времени с частичной компенсацией потерь в заработке, переведения на более легкую работу, в частности, освобождение от многосменной работы, дополнительный отпуск. В Швеции с 1976 г. действует закон , согласно которому лица предпенсионного возраста имеют право просить о сокращении рабочего времени на 5 часов в неделю. При этом, может быть компенсировано 50% потерь заработка. В Японии с 1971 года действует закон № 68 ( в редакции 1994 г.) о стабилизации занятости пожилых работников. Закон представляет собой кодекс прав работников преклонного возраста на производстве. В нем предусмотрены многочисленные меры по обеспечению занятости пожилых ,обеспечению комфортных условий труда, предоставление помощи в трудоустройстве таким работникам. Заслуживает внимание создание специальных государственных органов, компетентных заботится про работников в возрасте — центров по использованию их производственного опыта, центров по использованию людских ресурсов «с сединою на висках». Все эти новеллы в трудовом законодательстве отнюдь неслучайны. В настоящее время кадровая политика администрации предприятий в развитых странах не строится на перманентном омоложении работников, на массовом вытеснении из производства лиц предпенсионного возраста.

Такая деятельность полностью соответствует новому направлению кадровой политики, направленной на сохранение трудоспособности носителей высокой квалификации , которые демонстрируют, как правило большую старательность в работе, чем молодые работники. Это считается более выгодным, чем заменять пожилых работников на молодых, что требует значительных затрат на профессиональную подготовку. Бесспорен факт стремительно растущей на Западе производительности труда при резко стареющем составе работающего персонала.[10,87-88]

Крупной вехой в развитии трудового законодательства было принятие в 70-х годах в скандинавских странах, а в 1980 г. в Нидерландах законов, осуществивших комплексное регулирование охраны производственной среды. Они содержат ряд новых принципиальных положений, заслуживающих особого внимания. Суть их заключается в следующем: провозглашается, что производственная среда должна быть приспособлена к физическим и умственным способностям человека; работа организуется так, чтобы человек сам мог оказывать воздействие на условия своего труда; должны быть учтены особые проблемы и трудности лиц, работающих в изоляции; предприниматель обязан принимать во внимание личные наклонности каждого работника, развивать его инициативу; должны быть предприняты усилия для сокращения повторяющихся операций и работ; развития контактов между работниками; труд должен носить осмысленный характер и создавать возможности для самовыражения каждого работника; сдельная система заработной платы, в тех случаях, когда она негативно влияет на условия труда, не допускается; работник вправе прекратить работу, если считает, что ее нельзя продолжать без риска для жизни или здоровья; в этом случае он должен немедленно информировать администрацию ,делегата по безопасности труда и других подвергающихся опасности работников.

Эффективность трудового законодательства в значительной мере зависит от деятельности инспекции труда (в нашей стране ей соответствует служба охраны труда). Между тем действенность инспекций труда, как это широко признано, оставляет желать лучшего. Хотя законодательство и предоставляет этой инспекции немало полномочий, на практике инспекция труда зачастую бессильна что-либо сделать. Причин тому много: недостаточны наказания за действия, препятствующие работе инспекторов; сложна процедура применения законодательства. Во многих случаях инспекция труда лишена права непосредственно привлекать к ответственности виновного предпринимателя, а должна обращаться в административные либо судебные органы, которые далеко не всегда поддерживают позицию инспектора и привлекают виновных к ответственности. Только в отдельных странах (в Великобритании, Нидерландах, Норвегии) инспекторам труда предоставлено право при чрезвычайных обстоятельствах закрывать предприятия либо издавать обязательные приказы (например, об эвакуации персонала). Но главное даже не в формальных недостатках тех или иных законодательных положений, касающихся функций и полномочий инспекций труда. Эффективность надзора ослабляется прежде всего небольшой численностью этой инспекции, недостатками в ее практической работе.

Важным новшеством в законодательстве последних десятилетий стали предписания о создании на крупных и средних предприятиях комитетов по технике безопасности и производственной санитарии, формируемых на двусторонней основе из представителей администрации и работников и имеющих обычно консультативные функции. Членам этих комитетов предоставляется по определенным нормативам кредит оплачиваемых часов. Они защищены от производственных увольнений. Комитеты по технике безопасности и производственной санитарии планируют и координируют работу в данной области, обеспечивают работников информационными материалами, обучают их безопасным приемам труда.[11, 173-177]

Эти и многие другие факты свидетельствуют , что на многих предприятиях, особенно мелких и средних, условия труда не соответствуют стандартам безопасности и промышленной гигиены, что наносит ущерб здоровью работников, а нередко и угрожает их жизни. Во многом это связано со стремлением работодателей как можно быстрее и с минимальным вложением средств извлечь наибольшее количество прибыли. Пользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дефицитом рабочих мест и малой осведомленностью работающих в вопросах охраны труда, собственники предприятий, учреждений, организаций мало внимания уделяют, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда.

Между тем, именно неудовлетворительное состояние охраны труда тяжким бременем ложится на экономику предприятий, организаций, государства в целом. Ежегодно около 17 000 человек становятся инвалидами в результате травм и профессиональных заболеваний. Комфортные и безопасные условия труда — один из основных факторов влияющих не только на безопасность, но и на производительность труда.

Одним из приоритетных направлений деятельности государства по улучшение ситуации в области охраны труда является дальнейшее совершенствование законодательства по охране труда. В этой работе нашим законодателям не следует пренебрегать мировым опытом организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.[4] В связи со старением нации давно назрела проблема установления дополнительных гарантий в охраны труда для пожилых работников. По мнению автора, при разработке соответствующих правовых норм стоит учесть достижения зарубежных стран (Японии , Швеции) в решении данного вопроса. В то же время, как доказывает тот же мировой опыт, совершенствование законодательства при всем его значении не в состоянии само по себе обеспечить соблюдение его нанимателями, подлинную безопасность труда, здоровье работников. Решение задач охраны труда должно осуществляться комплексно, путем выполнения конкретных задач организационного, научного, материально-технического и нормативно-правового обеспечения их деятельности в сфере охраны труда. К таким задачам можно отнести, установление дифференцированных страховых тарифов в зависимости от состояния охраны труда на предприятиях ввести (тогда работодателям будет экономически не выгодно допускать существование небезопасных и ненадлежащих условий труда);[18] организацию реально действующей системы медицинской, профессиональной та социальной реабилитации пострадавших на производстве; обеспечение надежного финансирования затрат, связанных с выплатой компенсаций работникам при утрате трудоспособности, а также пенсий по инвалидности и в случае смерти; обеспечение координации деятельности государственных органов, учреждений, организаций и объединений граждан, решающих различные проблемы охраны здоровья, гигиены и безопасности труда , а также сотрудничества и проведения консультаций между собственниками и работниками, между социальными группами при принятии решений по охране труда на местном государственном уровнях.

1. Актуально об охране труда http://www.provisor.com.ua/archive/2003/N19/art_03.htm

2. Актуальные проблемы совершенствования законодательства об охране труда http://council.gov.ru/inf_sl/inf_iau/208-15.htm

3. Баранашник А.В. Правовое регулирование охраны труда. — М.: Издательство Амалфея, 2004. — 192 с.

4. В.А. Петренко Пути совершенствования законодательства об охране труда и практики его применения
http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2003/vestniksf208-15/vestniksf208-15020.htm

5. Венедиктов В.С. Трудовое право Украины. — Харьков: Консум, 2004. — 304 с.

6. Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Трудовое право: Вопросы и ответы. — М.: Юриспруденция, 2000. — 192 с.

7. Довідка про стан виробничого травматизму у вугільній промисловості за 9 місяців 2003 року — http://dnop.kiev.ua/year

8. Зниження рівня виробничого травматизму — один з пріоритетів державної політики — http://dnop.kiev.ua/

9. Карпачова Н. Состояние соблюдения прав и свобод человека в Украине: Первый ежегодный доклад Уполномоченного Верховной Рады по правам человека. — К., 200.-С.276.

10. Киселев И.Я. Новый облик трудового права стран Запада. — М: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2003. — 160c.

11. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. — М.:Дело,1999 — 295с.

12. Кодекс законов о труде Украины (Научно-практический комментарий)- Х.: ООО «Одиссей», 2001. — 864 с.

13. Кодекс законов о труде Украины от 10 декабря 1971 г. (с изменениями и дополнениями)

14. Конституція України. Прийнята на пятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 року.-К.,1996.-ст.43

15. Конституція України. Прийнята на пятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 року.-К.,1996.-ст.3

16. Никонов Д.А. Стремоухов А.В., Амаглобели Н.Д. Трудовое право. — СПб.: ЮНИТИ , 2003 .- 407 с.

17. О внесении изменений в Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми»: Закон Украины от 2.03.2001. ст. 7 // http://rada.gov.ua/

18. О Программе Санкт-Петербурга «Охрана труда» на 1998 — 2000 годы http://gov.spb.ru/law?d&nd=8311553&prevDoc=8311553

19. Охорона праці в Україні; проблеми, досвід і перспективи www.5ka.ru/87/19615/1.html

20. Правовое регулирование охраны труда Трудовым кодексом России. Рудаков А.А. http://sir35.narod.ru/Legal_agency/Labour_protect18052.htm

21. Про загальнообовязкове соціальне страхування від нещасного випадку на виробництві і професійного захворювання, які спричинили втрату працездатності: Закон України від 23 вересня 1999р.(зі змінами і доповненнями)//Відомості Верховної Ради України. — 1999. — №46-47.- Ст.403

22. Про охорону праці: Закон України від 14 жовтня 1992 р. (в ред.. Закону України від 21 листопада 2002 р.)// Відомості Верховної Ради України. — 2003.- № 2. — Ст.3

23. Про охорону праці: Закон України від 14 жовтня 1992 р. (в ред.. Закону України від 21 листопада 2002 р.)// Відомості Верховної Ради України. — 2003.- № 2. — Ст.20

24. Проблемы законодательства об охране труда http://ohoronapraci.kiev.ua/ot6_2001_1.htm

25. Сторчак С. Виробництво повинно стати безпечним — http://dnop.kiev.ua/

26. Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник.- М.: Высшая школа, 1997. — 345 с.

27. Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. — М.:Проспект,2003. — 317 с.

28. Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебник.- М.: 1995. — 400 с.

29. Трудове право України: Підручник / За ред. Н.Б. Болотніної, Г.І. Чанишевої. — К.: Т-во «Знання», КОО , 2001.

30. Трудовое право. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное/ Ответственный редактор О.В. Смирнов. — М.: «ПРОСПЕКТ»,1999. — 512 с.

31. Трудовое право: Учебник // Под ред. О.В. Смирнова. М.: Проспект, 1996. — 202 с.

Курсовой проект — Безопасность жизнедеятельности

Другие курсовые по предмету Безопасность жизнедеятельности

. Составление основы охраны труда на предприятии

. Среда функционирования предприятия

. Организация и управление охраны труда

. Совершенствование мероприятий по охране труда

На всех предприятиях создаются здоровые и безопасные условия труда, устанавливаются правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, а также создаются условия труда, соответствующие требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятия. Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.

Целью охраны труда является научный анализ условий труда, технологических процессов, аппаратуры и оборудования с точки зрения возможности возникновения появления опасных факторов, выделение вредных производственных веществ. На основе такого анализа определяются опасные участки производства, возможные аварийные ситуации и разрабатываются мероприятия по их устранению или ограничение последствий.

Объектом исследования курсовой работы является персонал общества с ограниченной ответственностью Сфера.

Предметом исследования является система охраны труда работников на предприятии и их безопасность.

Целью данной курсовой работы является изучение безопасности и охраны труда в ООО Сфера, разработка предложений по повышению безопасности и охраны труда на предприятии, а также влияние их на результат деятельности персонала предприятия.

Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:

дать характеристику исследуемого предприятия, его системы охраны труда, показать основные результаты его финансово-хозяйственной деятельности;

раскрыть теоретические аспекты охраны труда;

вскрыть проблемы охраны труда на предприятии;

сформулировать предложения по совершенствованию организации охраны труда на предприятии.

1. Cоставление основы охраны труда на предприятии

Понятие охраны труда содержится в ст.1 Федерального закона Об основах охраны труда в РФ от 17 июля 1999 г №181-ФЗ и сформулировано следующим образом: Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.

Под иными мероприятиями следует понимать мероприятия, направленные на выполнение требований пожарной безопасности, промышленной безопасности и т. п., в ходе трудовой деятельности работников.

Необходимо отметить, что охрану труда нельзя отождествлять с техникой безопасности, производственной санитарией, гигиеной труда, так как они являются элементами охраны труда, её составными частями.

Кроме понятия охраны труда в ст.1 ФЗ Об основах охраны труда в РФ даются и другие определения, а именно:

Безопасность-это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Безопасные условия труда — это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор — производительный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

В основном законе нашего государства Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определен в статье 37…Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…

В Трудовом кодексе РФ отражены следующие вопросы:

Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в ФЗ Об основах охраны труда в РФ от 23 июля 1999 года.

признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный контроль и контроль над соблюдением требований охраны труда;

установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех видов собственности;

обеспечение общественного контроля соблюдением законодательства в области охраны труда;

обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях;

обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;

гарантирование компенсации за вред, причиненный работникам другие принципы.

Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора.


Статьи по теме