Презентация Эмоциональное Выгорание Педагогов

Презентация Эмоциональное Выгорание Педагогов.rar
Закачек 1433
Средняя скорость 3550 Kb/s

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Эмоциональное выгорание педагогов Давайте учиться не «гореть» «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой. И таким сильным испытанием, как другой человек.» Работа: Корчагиной Н.С.

Должна, должна, кругом должна Кому-то жизнь, кому глоток вина Кому-то задолжала просто слово Должна понять кого-то Я другого Должна кого-то поддержать Должна простить, должна принять… Так и живу всю жизнь в долгу – Никак отдать все не могу.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

СИСТЕМА КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ : Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного к окружающим

Стадии развития профессиональной деформации педагогов начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; педагог неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе; -исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; плохой сон, апатия. -возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» 1 СТАДИЯ: измененной эмоциональности :

2 стадия: многоплановых изменений: н евозможность выполнять многофункциональные действия; и зменение смысла деятельности на противоположный (вместо сотрудничества, взаимодействия с целью развития — поиск врага, борьба) неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение педагога – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3 стадия: притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Психофизические Социально-психологические Поведенческие

Психофизические симптомы Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости ); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; бессонница. внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Социально-психологические симптомы Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её — всё труднее и труднее; постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и « застревание » на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности ;

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Профилактические мероприятия улучшение навыков борьбы со стрессом («проговаривание», обсуждение после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.); обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация; умение говорить «нет»; хобби (спорт, культура, природа); попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений; фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема ; и нтегративная образовательная кинесиология .

Отрицательные эмоции копить в себе нельзя!

15 ПРИЕМЫ АНТИСТРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ

ОТВЛЕКАЙТЕСЬ: •Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе. •Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. •Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. •Обращайте внимание на мельчайшие детали. наведите порядок дома или на рабочем месте; •пробегитесь; •побейте мяч;

Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

ДЕЙСТВУЙТЕ: Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

ТВОРИТЕ: Любая творческая работа может исцелять от переживаний: •рисуйте; •танцуйте; •пойте; •лепите; •шейте;

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности .

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического)

Помните! Работа – всего лишь часть жизни.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и помощь при синдроме эмоционального выгоранияВнешние и внутренние условия профессионального «выгорания»Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгоранияПрофилак.

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на .

Цель: профилактика «выгорания» у специалистов работников в сфере образования. (теоретическая часть, обсуждение, аутотренинг, обратная связь). В приложении презентация, аркеты, тестирование, аутотренин.

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием». Термин «burnout» — «выго.

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете.

Консультация педагога-психолога для педагогов. .

Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы.

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователем150solppz.edusite.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » П рофилактика синдрома эмоционального выгорания педагога.» — Транскрипт:

1 П рофилактика синдрома эмоционального выгорания педагога

2 «Эмоциональное выгорание» Термин введен американским психиатром Х. Дж. Фрейзенбергером в 1974 году. Первоначально этот термин определялся, как состояние изнеможения, истощения, возникающего вследствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе профессиональной работы с клиентами, пациентами, учениками. «Эмоциональное выгорание» — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.» В.Бойко

3 В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

4 «Группа риска» В группе риска СЭВ, прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, учителя, социальные работники). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый лимит общения, то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.

5 Синдром включает в себя 3 компонента: Эмоциональное истощение — чувство опустошенности, усталости, вызванное собственной работой, перенапряжения, исчерпанности. Деперсонализация – чувства равнодушия и негативного отношения к людям, циничное отношение к труду и объектам труда. Редукция профессиональных достижений — недовольство собой, чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

6 Три стадии синдрома эмоционального выгорания: 1 нервное (тревожное) напряжение его создают хроническая психоэмоциона льная атмосфера, дестабилизиру ющая обстановка, повышенная ответственност ь, трудность контингента 2 резистенция (сопротив- ление) человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 3 Истощение оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

7 Факторы, способствующие возникновению синдрома: Особенности профессиональной деятельности Внешний блок Индивидуальные характеристики самих людей Внутренний блок

8 Группа внешних факторов: Хроническая напряженность психоэмоциональной деятельности ( активно ставить и решать проблемы, усиленно запоминать и быстро интерпретировать информацию); Дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования); Повышенная ответственность за исполняемые функции (самоотдача и самоконтроль столь высоки, что к следующему рабочему дню психические ресурсы не восстанавливаются) Неблагополучная психологическая атмосфера (конфликтность по вертикали «руководитель- подчинённый», и по горизонтали «коллега- коллега»); Психологически трудный контингент (дети с аномалиями в развитии, нервной системе и т.д).

9 Группа внутренних факторов Склонность к эмоциональной ригидности (кто неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан); Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (повышенная ответственность за порученное дело, «отдаётся делу без остатка») Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Не привык и не умеет поощрять себя за проделанную работу. Нравственные дефекты и дезориентация личности. В ключ енность при работе такие моральны х аспект ов, как совесть, честность, уважение прав и достоинств других, добропорядочность.

10 Симптомы эмоционального выгорания Физические; Поведенческие; Психологические.

11 К физическим относят:

12 К поведенческим и психологическим: Работа становится все тяжелее, а способности выполнять её – всё меньше; Рано приходит на работу и остается надолго; Поздно появляется на работе и рано уходит; Берёт работу на дом; Чувство неосознанного беспокойства, скуки; Чувство обиды, разочарования; Неуверенность; Чувство вины, невостребованности; Раздражительность, подозрительность; Неспособность принимать решение; Дистанционирование от коллег; Повышенное чувство ответственности за учеников; Общая негативная установка на жизненные перспективы; Легко возникающее чувство гнева.

13 Как восстановить эмоционально- психологический баланс ? психотренинг, психотерапия, арт-терапия, визуализация, музыкотерапия, ароматерапия ; соблюдение психогигиены (настрой на позитив, расчет и обдуманное распределение своих нагрузок; переключение с одного вида деятельности на другой; конструктивное разрешение конфликтов; создание на рабочем месте ощущения безопасности и уюта, визуального и акустического комфорта); профессиональное развитие и самосовершенствование уход от ненужной конкуренции; эмоциональное общение поддержание хорошей физической формы (правильное питание, активный образ жизни, занятия спортом); овладение умениями и навыками саморегуляции;

14 Методы саморегуляции: Релаксация Дыхательные техники Аутогенная тренировка Словестные формулы (самовнушение) Мышечная релаксация Визуализация (расслабление через образ

15 Экспресс-опросник выгорания Ответьте на вопросы «да» или «нет». За каждый положительный ответ начислите себе 1 балл. 1. Когда в воскресенье я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен. 2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, я сделал бы это без промедления. 3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры. 4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дети. 5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях. 6. Придя с работы я чувствую себя, как выжатый лимон. 7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной. 8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое. 9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям 10. За последние 3 месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.

16 Оценка результатов: 0 – 1 балл. Синдром выгорания вам не грозит. 2 –6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7 –9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов. Налицо синдром эмоционального выгорания.

17 Методика «10 животных» Уважаемые коллеги! Перечислите, пожалуйста, 10 животных в порядке убывания вашей симпатии к ним. На листочках в столбик запишите этих животных. Есть ли среди них тот, на кого вы похожи? Где он находится в списке? На каком месте? Интерпретация результатов: Если в самом начале, то у вас несколько завышенная самооценка, если в самом конце, вы, скорее всего, недооцениваете себя, если же в середине вы оцениваете себя объективно, знаете свои плюсы и минусы. Адекватная самооценка залог психологического здоровья и барьер для эмоционального выгорания.

18 Упражнение «Баланс реальный и желательный» Нарисуйте, пожалуйста, круг. В нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметьте, в каком соотношении в настоящее время они находятся: 1.работа (профессиональная жизнь), 2.работа по дому 3.личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). Рядом нарисуйте второй круг. В другом круге – их идеальное соотношение. Обсуждение: -Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? -Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? -От кого или от чего это зависит?

19 Игра «Трудоголики» и «Пофигисты» Двум командам присваивается название: Трудоголики и Пофигисты. Участникам предлагается в режиме мозгового штурма выдвинуть аргументы в поддержку своей позиции Почему хорошо быть трудоголиком? Почему хорошо быть пофигистом? Затем команды по очереди обмениваются тезисами. Побеждает та команда, которая придумает большее количество тезисов в поддержку своей позиции и чьи тезисы будут более убедительными.

20 Упражнение «16 ассоциаций» 1. Лист делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка. Тоже самое записывается к понятию «помехи в работе». 2. Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.

21 Незаконченные предложения «Жил-был педагог» Ваша задача, не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты. 1.По утрам он просыпался и думал___________________ ______________________ 2.Собираясь на работу, он ________________________ ________________________ 3. Весь рабочий день он мечтал__________________ ________________________ __ 4. Придя домой, он______________________ ________________________ _________ 5. Засыпая, он думал___________________ ________________________ __________ ________________________ _______ _______ ________________________ _____ ________________________ ________ ________________________ _______ ______________

22 Интерпретация: Это проективная методика. Это когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы. Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое предложение. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – в течение 1-2 минут перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив. Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему.

23 Упражнение «Замещение» Часто наше внутренне напряжение связано не с каким-либо фактором реальной жизни, а с тем, что мы сами придумали о себе. Иногда наши собственные мысли заслоняют от нас реальность или искажают ее. Не чувствуя этого, мы принимаем собственные домыслы за реальную ситуацию и начинаем действовать в соответствии со своими установками, попадая в разлад с жизнью и получая довольно болезненный опыт. Это называется психологическим механизмом замещения реальности собственными домыслами. Давайте попробуем проиграть такие ситуации, взятые из жизни. 1 ситуация – Коллега с вами не поздоровалась. 2 ситуация – Ребенок устраивает истерику, капризничает. У частник и сообща ю т о своих домыслах, предположениях, почему с ним так поступают. Остальные предлагают различные варианты мотивов данного поступка, которые могут встречаться в жизни. А теперь выдвинем предположения о реальных мотивах это го поступка. Вывод: Данн ы е упражнени я помогает наглядно увидеть, что наши домыслы часто расходятся с реальностью, это отравляет нашу жизнь, провоцирует ссоры, конфликты, чувство вины, неоправданные страхи, подрывает наше здоровье.

24 Упражнение «Улыбка» Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается». Улыбка это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.

  • Скачать презентацию (1.54 Мб)
  • 68 загрузок
  • 5.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» по педагогике. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов

Причины тревожности педагога Причины возникновения СЭВ Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ Стадии профессионального выгорания Три аспекта профессионального выгорания Симптомы профессионального выгорания Профилактика СЭВ. Памятка педагогу.

Эмоциональное выгорание –

Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Причины возникновения СЭВ у педагогов

Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций; Загруженность в течении рабочего дня; Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка; Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте; Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности; Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.

отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей; неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; «неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование; ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда; отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная); Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная); Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; Окончание учебного года.

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы):

Более 50% — у педагогов со стажем работы от 5 до 7 или от 7 до 10 лет; 22% — со стажем от 15 до 20 лет; 11% — у педагогов с 10-летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты); 8% — со стажем от 1 года до 3 лет;

Стадии профессионального выгорания

Первая стадия: Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; Исчезновение положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи; Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия: Возникновение недоразумений с коллегами; Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам.

Третья стадия: Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру Безразличие ко всему.

Три аспекта профессионального выгорания

Первый — снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми. Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы появления СЭВ

Психофизические симптомы: чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Социально-психологические симптомы: безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Профилактика профессионального выгорания

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания Во-первых: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему) способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме); высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы. В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Саморегуляция психического состояния

Способы саморегуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном- отвлечение; различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физич.нагрузки переключают эмоции ; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов или молитв; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ

НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. Стремитесь побороть страх. Найдите время, чтобы побыть наедине с собой. Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого. Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно. Не оказывайте слишком большое давление на своих детей. Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать». Используйте возможность выступить с речью. Следите за питанием и фигурой. Позволяйте себе «маленькие женские радости». Не забывайте, что Вы красивы.


Статьи по теме