Презентация Убиты под Москвой скачать

Презентация Убиты под Москвой скачать.rar
Закачек 3512
Средняя скорость 4484 Kb/s

Презентацию на тему К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой» можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайдов.

Слайды презентации

Воробьев Константин Дмитриевич (1919–1975)

«Убиты под Москвой»

Воробьев Константин Дмитриевич (1919–1975), русский писатель. Родился 24 сентября 1919 в с. Нижний Реутец Медвенского р-на Курской области. Окончил сельскую школу-семилетку, курсы киномехаников. В 1935 стал литературным консультантом районной газеты г. Медвенка, где начал публиковать очерки и стихи.

В качестве литературного консультанта проработал недолго: за стихотворение На смерть Кирова был исключен из комсомола и вскоре уволен. Поводом послужила найденная у него книга об Отечественной войне 1812, которую партийные идеологи сочли свидетельством «преклонения перед царскими генералами».

В 1937 переехал в Москву, окончил вечернюю школу и стал сотрудником заводской газеты. Находясь на срочной службе в армии (1938–1940), сотрудничал в армейской газете. По возвращении из армии некоторое время работал в газете Военной академии им. М.В.Фрунзе, затем был направлен на учебу в Высшее пехотное училище.

В 1941 Воробьев вместе с другими кремлевскими курсантами защищал Москву. Под Клином попал в плен и оказался в фашистском концлагере в Литве. В 1943 бежал из лагеря и организовал партизанскую группу, которая затем вошла в состав крупного партизанского соединения.

В том же году, находясь в фашистском тылу, Воробьев написал свою первую повесть «Дорога в отчий дом» (опубл. в 1986 под названием «Это мы, Господи!»). В повести описаны страшные события, которые пришлось пережить автору: фашистский застенок, концлагерь, расстрелы товарищей.

В начале 1960-х годов вышли в свет повести, принесшие Воробьеву известность: «Сказание о моем ровеснике» (другое название «Алексей, сын Алексея», 1960), «Убиты под Москвой» (1963), «Крик» (1962). Повесть «Убиты под Москвой» стала первым произведением Воробьева из разряда тех, которые были названы критиками «лейтенантской прозой». Воробьев рассказывал о той «невероятной яви войны», которой сам стал свидетелем во время боев под Москвой зимой 1941.

Герои «лейтенантских» и «деревенских» повестей Воробьева, а также его рассказов («Немец в валенках», 1966, «Уха без соли», 1968, и др.) после страшных испытаний оказывались способны на духовный взлет. Воробьев стремился к тому, чтобы способность к духовному взлету сохранили в себе и герои тех его произведений, действие которых происходило в современной ему действительности, – повестей «Вот пришел великан. » (1971) и «И всему роду твоему» (1974, не завершена). Писатель понимал, что герои этих повестей живут во время, когда «не стало личности, индивидуальности», и этим усложняется их нравственная задача.

Незадолго до смерти писатель работал над романом «Крик», который должен был стать продолжением одноименной повести. В этой повести воссоздан один из эпизодов осени 1941 года.

Умер Воробьев в Вильнюсе 2 марта 1975. Посмертно удостоен премии Александра Солженицына (2000).

Рота кремлевских курсантов идет на фронт. Действие происходит в ноябре 1941 г.; фронт приближается к Москве. По пути курсанты встречают спецотряд войск НКВД; когда рота приходит в подчинение пехотного полка из московских ополченцев, выясняется, что пулеметов нет: у курсантов остаются только самозарядные винтовки, гранаты и бутылки с бензином.

Нужно рыть окопы, и взвод лейтенанта Алексея Ястребова быстро выполнил задание. Появляются немецкие самолеты, но пока не бомбят. К позиции взвода подходят вышедшие из окружения бойцы, среди которых — генерал-майор, командир дивизии. Выясняется, что прорван фронт и соседняя деревня занята немцами.

Начинается обстрел, убиты шестеро курсантов и политрук. Капитан Рюмин, командир роты, получает приказ отступить, но пока он посылал связного в штаб полка, рота оказалась окружена немцами. Капитан решает идти в наступление. Рота окружает занятое немцами село и внезапным ударом занимает его. Алексей в первом близком бою испытывает страх и отвращение — ему приходится убить немца.

Бойцы подходят к лесу — но тут начинается самолетный налет, бомбардировка, а за самолетами в лес входят танки и пехота немцев. Упав на землю, в воронку, Алексей оказывается рядом с курсантом из третьего взвода, который, как понимает лейтенант, «трус и изменник», — ведь идет бой и другие гибнут. Но курсант исступленно шепчет Алексею: «Мы ничего не сможем… Нам надо остаться живыми… Мы их потом всех, как вчера ночью…» Он просит лейтенанта застрелить его, чтобы не попасть в плен к немцам. После боя они вдвоем идут из леса и выходят на то место, где им ранее встретился отряд НКВД. Там они встречают капитана Рюмина и еще трех бойцов, остаются ночевать в скирдах сена. Наутро Алексей и капитан видят в небе бой советских истребителей с немецкими «мессершмиттами». Капитан Рюмин стреляется, и Алексей вместе с курсантами роют ему могилу. Тут появляются два немецких танка — один из них идет на Алексея, тот бросает в танк бутылку с бензином, падает на дно могилы, — оказывается, ему удается подбить танк. Курсанты, спрятавшиеся в скирдах, погибли; Алексей выбирается наружу и идет на восток.

“Убиты под Москвой” — по форме короткая повесть, однако по содержанию она включает в себя целую эпоху. Такое ощущение появляется потому, что война, врываясь в человеческую жизнь, влияет на нее, как ничто другое, радикально меняет ее. Если в мирной жизни душа развивается, эволюционирует, то на войне в ней происходит ломка: ломаются прежние нравственные ценности, прежний взгляд на вещи. Если в литературе мирного времени символом духовных исканий становится дорога, путь, то у Константина Воробьева — беспорядочное, безысходное метание под обстрелом с воздуха. Проблемы, встающие перед человеком на войне, почти те же, что и в мирное время, однако они поставлены настолько остро, требовательно, что от них ни скрыться, ни убежать. Эти извечные проблемы героизма, гуманизма, долга решает для себя курсант Алексей Ястребов.

Автор говорит словами Рюмина: “Судьба каждого курсанта. вдруг предстала средоточием всего, чем может окончиться война для Родины — смертью или победой”. В судьбе одного курсанта словно сконцентрировалась судьба всей России.

Актом огромного гуманизма и гражданского мужества стало само слово в защиту тех, кто струсил, спасовал, проявил слабость в тяжелую минуту, “придавленный к земле отвратительным воем приближающихся бомб”, вжавшийся в нее под минометным обстрелом. Они, курсанты, не думали о спасении так холодно и расчетливо, как генерал-майор, снявший знаки различия и бежавший с передовой. У них не было времени думать о долге (“Он подумал о Рюмине, но тут же забыл о нем. Мысли, образы и желания с особенной ясностью возникали и проявлялись в те мгновения, которыми разделялись взрывы. ”), поскольку “тело берегло в себе лишь страх”.

Тот, кто переборол в себе чувство страха, безусловно, герой. Но в остальных, менее сильных духом, автор учит видеть не трусов, — а прежде всего людей. Обыкновенных. Таких же, как те, что не почувствовали еще в жизни настоящего страха, не увидели смерть вблизи, но берутся судить свысока, не имея на то морального права.

Война отбрасывает высшие нравственные ценности, лучшие человеческие качества: доброту, гуманность, способность к сопереживанию — и превращает их в источник слабости. Ведь надо совершить единственный выбор: мы или они. Поэтому очень трудно, мучительно происходит перестройка сознания, вырабатывается ненависть к врагу. Автор говорит нам, что погибать страшно и противоестественно, но погибать напрасно, бесполезной жертвой, противно самой природе человеческой, тому, что отличает человека от зверя. Протест против этого звучит в потрясающей сцене, когда курсанты в отчаянии и бессилии стреляют в горизонт. Автор прощает своим героям страх за собственную жизнь еще потому, что жизнь человеческая была ценна для них вообще, и своя, и чужая. Преодоление любви к человеку, заложенной в них заповедью “не убий”, стало для них даже мучительнее, чем борьба с трусостью.

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемu4eba.net

Похожие презентации

Презентация на тему: » Константин Воробьев «Убиты под Москвой». Слово о писателе Константин Дмитриевич Воробьёв (1919- 1975) родился в селе Нижний Реутец Курской области. Детство.» — Транскрипт:

1 Константин Воробьев «Убиты под Москвой»

2 Слово о писателе Константин Дмитриевич Воробьёв ( ) родился в селе Нижний Реутец Курской области. Детство его пришлось на годы становления Советской власти. После окончания семилетки уехал в Москву, учился в вечерней школе, служил в армии. В армейской газете печатал свои первые рассказы. После демобилизации работал литсотрудником газеты Военной академии имени М.В.Фрунзе. В начале войны направлен курсантом в Кремлевское военное училище. Окончив его по ускоренной программе, в звании лейтенанта участвовал в боях под Москвой. Рота курсантов, в состав которой входил Воробьёв, посланная на смерть, была вся уничтожена, а писатель попал в плен. Обо всём этом он рассказал в книгах «Убиты под Москвой» и «Это мы, Господи. » К.Воробьёв пережил ужас концлагерей. Бежал. После побега принимал участие в освобождении Литвы. Эта земля стала для писателя второй родиной. Здесь он встретился с Верой Викторовной, удивительной женщиной, ставшей его женой. Здесь появились его дети. Здесь впервые были напечатаны многие из его книг. Константин Дмитриевич всю свою жизнь тосковал по России, но не мог вернуться в послевоенные годы на родину.

3 О повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой» Повесть К.Воробьева «Убиты под Москвой» написана в 1963 году, а напечатали в России её лишь в 80-е годы. Книга посвящена роте кремлевских курсантов, погибших за пять дней ноября 1941 года. Автор раскрывает страшную правду первых месяцев войны, правду о человеке.

4 Художественная цель и конфликт повести «Учебная рота кремлёвских курсантов шла на фронт». Так резко начинает повествование К.Воробьёв. И в этом художественная цель: сразу же заставить читателя включиться в происходящее. В центре внимания повести «Убиты под Москвой» рота, двести сорок человек, одного роста, в сто восемьдесят три сантиметра, с весёлым заразительным смехом, молодцеватым шагом идёт на фронт. Вооружена винтовками. Война для молодых красивых ребят пока что игра, мечта о подвигах. Писатель показывает, что кремлевская рота не предназначена для ведения настоящих боевых действий, судя по одной из первых фраз повести:«Рота рассыпалась и падала по команде капитана – чёткой и торжественно напряжённой, как на параде». Сами курсанты – это (со стороны Алексея Ястребова) «нелепо скорчившиеся фигурки (гл.5) Курсанты нелепо тратят патроны или пытаются из винтовок поразить броневики противника. Уже в этих эпизодах задается центральный для повести конфликт между представлениями о войне и реальностью военных действий.

5 Что удалось автору Автор останавливает взгляд на главном герое Алексее Ястребове, несущем в себе «какое-то неуёмное притаившееся счастье…» «Всё это – бывшее, настоящее и грядущее» показано через восприятие и понимание главного героя повести, который «уже две недели как произведён в лейтенанты и назначен командиром взвода». Константину Воробьёву удалось раскрыть внутренний мир героя. Увидев пятьдесят гудящих немецких самолётов (гл.2), Алексей ощутил, «как похолодело в груди и сердце резкими толчками начало подниматься к горлу» Или же писатель передает радость лейтенанта : «Меня не убьют! Не убьют»(гл.7). После самолётного обстрела (гл.8) Алексей Ястребов стал вроде бы спокойным, умным, «ощущал в себе какую-то жестокую силу и желание пережить всё снова. -По местам! Бегом! – отчуждённо и властно крикнул он. – И без моего приказа ни шагу! Он уже знал, что и как уму делать с собой в случае нового обстрела, и знал, что прикончит любого, кто, как он сам, потеряет себя хоть на секунду…»

6 Двойной ракурс повествования В основном, события показываются читателю так, как их видит главный герой. В какой- то момент о событиях, уже известных читателю и описанных с точки зрения лейтенанта, размышляет капитан Рюмин. Благодаря такому повествовательному ходу эти события изображаются как бы в двойном ракурсе. Звучат в повести Алексея Ястребова и суждения о происходящем, и авторские характеристики героя, например такая: С ещё более нечётким и зыбким сознанием воспринималась им война. И всё же многое, очевидное для капитана Рюмина (и для автора), для него так и останется неясным. Курсанты не обеспечены в полной мере оружием, их не прикрывает артиллерия. Их жизни мог спасти своевременно выполненный приказ отступать, но такой приказ передан из штаба не по форме: устно, через связного, его передал неизвестный Рюмину майор. Эта халатность предрешает исход: приказ следует перепроверить; в результате он не выполняется своевременно курсанты окружены и гибнут. Автор показывает бессмысленность происходящего: из 240 кремлёвских курсантов погибает 239. Фактически они используются как пушечное мясо. Каковы причины случившегося? О них размышляет капитан Рюмин. Перед самоубийством, разговаривая сам с собой, он шепчет: Мерзавец! Ведь всё это давно было показано нам в Испании! Имя не названо, но очевидно: речь о Сталине. О том Сталине, который для лейтенанта Ястребова (во всяком случае, в начале повести) непререкаемый авторитет: сам Сталин, думает Алексей.

7 О человечности главного героя Константин Воробьёв обращает внимание на человечность Алексея Ястребова, «сердце которого упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов…» Именно человечность заставляет Алексея подойти к убитому им немцу: «Я только посмотрю. Кто он? Какой?» Можно ещё отметить, что чувство ответственности за судьбу отечества заставляет главного героя быть особенно требовательным к себе : « Нет, сначала я сам. надо всё сперва самому…» Это чувство помогает одержать победу над собой. Над страхом. Ярким примером служит поединок Алексея с танком(гл.10.) «До танка оставалось несколько метров, — Алексей хорошо различал теперь крутой скос его стального лба…пронзительно, но никому не слышно крикнул: -Я тебя, матери твоей черт! Я тебя зараз…» Развитие сюжета повести показывает читателю, что за краткое время её действия сознание героя меняется.

8 Воин идет! Писатель отмечает, что испытания, пережитые курсантами и их командирами, заставили по-другому взглянуть на себя, на многоликость смерти и на то, что именовалось фронтом. Капитан Рюмин ведет учебную роту кремлевских курсантов на фронт, зная, что фронт далеко не такой, каким представляют его себе эти парни. В первой ночной атаке на вражеские батальоны погибли одиннадцать курсантов и семнадцать были ранены. Капитан Рюмин, принимая на себя вину за гибель роты, выстрелил себе в сердце. Но ночная атака сделала почти необстрелянных курсантов настоящими солдатами, убедила их, что врага нужно бить и побеждать. Собственная смерть после самоубийства капитана Рюмина предстала перед Ястребовым «как дальняя и безличная ему родня-нищенка». «С четырьмя винтовками на плечах, с пистолетом в кармане, с бутылкой в руке, голодный, измученный, в горе от того, что от всей роты остался один, но и счастливый тем, что враг не прошел, он не оглядываясь на недавнее поле боя, идет к своим… Это уже воин идет!» (Ю.В. Томашевский)

Предварительный просмотр:

  1. Название мероприятия: предметная декада.
  2. Тема урока: «Война – жесточе нету слова. Война — печальней нету слова».

(По повести К.Воробьева «Убиты под Москвой»)

  1. Предмет: литература, история.
  2. Класс 9А.
  3. Учитель: Карымова В.А., Волкова Л.А.

Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова…

(По повести К.Воробьева «Убиты под Москвой»)

Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? Правду!

Всю жестокую, но необходимую правду, для того,

чтобы человечество, узнав ее, стало благоразумней.

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Воробьева, проверить знание содержания повести «Убиты под Москвой».

2. Помочь подросткам понять, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу.

3. Воспитывать высокие патриотические качества.

· Портрет К.Д. Воробьева.

· Выставка книг о войне.

· Презентация по произведению.

  1. I. Вступительное слово учителя..

Народное предание гласит, что родная земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, дышит ее воздухом. Вот почему профессия воина, защитника Отечества всегда была, есть и будет почетной на Руси. «Солдатами не рождаются. Если Родина в опасности, солдатами становятся», — писал К.Симонов. Наверное, так же думали молодые ребята, защищавшие Москву в 1941году. Им, молодым мальчишкам, храбрым солдатам, посвящаем мы сегодня наш урок и поговорим о повести К.Д.Воробьева «Убиты под Москвой». Наша цель — понять, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу.

II. Основная часть.

1. Историческая справка (презентация).

Лето 1941 г. Практически вся Европа лежала у ног нацистской Германии. Для разгрома любого противника армии вермахта хватало несколько недель. И вот 22 июня 1941 года немецко-фашистские войска вторглись в пределы нашего Отечества.

Вначале все шло по европейскому сценарию. Но чем глубже вторгался враг в российские пределы, тем ожесточеннее становилось сопротивление агрессору.

Весь мир затаил дыхание: устоит ли Москва?

7 ноября, на Красной площади прошел парад советских войск, с него люди сразу уходили на фронт. Немцы тем временем были все ближе и ближе…

Сильная, гордая, несокрушимая Москва выстояла и победила. «Москва! Ты в солдатской шинели прошла, не склонив головы. ». Эти строки поэт Михаил Светлов посвятил защитникам Москвы.

Штыки от стужи побелели,
снега мерцали синевой,

Мы, в первый раз надев шинели,

Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,

Мы знали в яростный тот год,

Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрёт.

В ходе исторической московской битвы немцы потерпели первое стратегическое поражение, наша армия одержала первую стратегическую победу, советские солдаты и полководцы обрели уверенность в себе, был развеян миф о непобедимости немецкой армии.

Исход битвы под Москвой положил начало коренному повороту в Великой Отечественной войне.

Им, молодым мальчишкам, павшим за родину в исторической битве под Москвой, посвящена повесть К.Д.Воробьева «Убиты под Москвой».

2. Биографическая справка.

То, о чем рассказал Воробьев, испытано им самим. В 1941 под Москвой, зажав в руке наган, поблескивая кубарями (ни разу не позволил себе их снять, носил как напоказ), повел верящих в него людей в неравный бой. Они вышли к регулярным войскам, и тогда заменили ему кубари на погоны. О пережитом – повесть «Убиты под Москвой». Ее содержанием стала судьба 239 кремлевских курсантов, погибших под Москвой за 5 дней ноября 1941 года. Прав был В.Астафьев, говоря: «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой». Повесть интересна не только содержанием, но и историей издания. Закончив писать, Воробьев отправил повесть в редакцию журнала и получил ответ, что война была отнюдь не такой, какой он ее представил. В заключение редактор назвал Воробьева «пустым холодильником». «В то время я был сравнительно молод, и такое кухонное сравнение привело меня в состояние столбнячьей оцепенелости,- говорил писатель. – Позже я узнал, что этот редактор на войне не был. Самое худшее для меня было то, что я терял веру в свои писательские способности». И вот тут – то, когда никчемной и глупой представлялась вся прожитая жизнь, появился человек, который сказал: «Повесть мы решили напечатать в одном из ближайших номеров». Воробьев вспоминал: Я тогда позорно сконфузился, заплакал, стыдясь и пряча глаза». Это произошло в 1963 году, а человеком, который помог Воробьеву найти своего читателя, был редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский.

Имя Константина Дмитриевича Воробьёва долгое время замалчивалось. Книги прозаика подвергались критике. Но сегодня его имя стало символом чести в литературе. Время всё расставило на свои места. Одна из повестей К.Д. Воробьёва о Великой Отечественной войне называется «Крик». Но, как замечает критика, так можно было бы озаглавить всё его творчество о войне. Все его произведения — идущий сквозь разделяющее нас время, незатухающий крик боли, отчаяния, страдания. И слова, даже произнесённые шёпотом, разрастаются до крика, слышимого на расстоянии в 70 лет. Слушайте

Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам всё это, живые.

Нам — отрада одна,

Что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

Пусть не слышен наш голос,

Вы должны его знать.

Вы должны были, братья,

Устоять как стена,

Ибо мёртвых проклятье

Эта кара страшна.

Стихи А. Твардовского Константин Воробьёв избрал эпиграфом для повести «Убиты под Москвой».

3. Обзор содержания повести.

Она посвящена подвигу его боевых товарищей — кремлёвских курсантов: 239 из них погибли в течение пяти дней в ноябре 1941 года при защите столицы. Немецкие танки уничтожили роту, которая могла противопоставить им только самозарядные винтовки, 6утылки с горючей смесью. Вину за гибель роты принимает на себя капитан Рюмин. Он сам выносит себе приговор: «За это нас нельзя простить. Никогда!» И сам приводит его в исполнение.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли-

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом — солдат.

До свидания, мальчики!

Им бы жить да жить, радоваться жизни. Они не вернулись… Горько смириться с мыслью, что они погибли, сгорели в «неразборчивом, всепожирающем огне войны»

Прав В. Астафьев, утверждая, что «повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами. »

4. Обсуждение повести.

  1. Образы курсантов
  1. Как выглядят кремлевские курсанты?
  2. Почему во всем подражают капитану Рюмину?
  3. Каково их представление о войне?
  4. Готовы ли они морально и физически защищать Родину?
  1. Образ капитана Рюмина
  1. Каким видим капитана Рюмина в начале повести? Как относятся к нему курсанты? Его отношение к ним?
  2. Как автор показывает психологическую неподготовленность капитана к войне, далекое от реальности представление о ней?
  3. Как ведет себя, попав в центр ополченской обороны? Почему не выполняет приказ об отступлении из деревни?
  4. Зачем бросает курсантов в ночной бой за незнакомое селение? Нужна ли эта вылазка?
  5. В чем непосредственная вина капитана перед курсантами? Осознал ли он свою вину?
  6. Роль образа Алексея Ястребова в раскрытии художественного замысла автора

Алексей Ястребов – главный герой повести; через его восприятие автор показывает происходящее, с его образом связан «трагический оптимизм» произведения.

  1. Как давно Алексей командует взводом? Кто его кумир?
  2. Каково его представление о войне?
  3. Как показывает автор его неподготовленность к войне?
  4. Как ведет себя в ночном бою?
  5. Когда появляется попытка критики капитана Рюмина?
  6. Что понял Алексей после разговора с курсантом?
  7. Каким видим Ястребова в конце повести?
  8. Чему научили его эти пять дней?

Две точки зрения. Два отзыва о произведении. Они даны вашими сверстниками. Какие мысли близки вам? Свой ответ аргументируйте, опираясь на произведение.

«Великая Отечественная война – событие огромного значения в истории нашей страны. Сражения 1940-45 годов, людей, которые спасли нашу землю от нашествия фашистов, в своих произведениях изображали многие русские писатели и поэты. Одно из таких произведений – «Убиты под Москвой» Константина Воробьева. Автор повествует о пяти днях из жизни на фронте учебной роты кремлевских курсантов. Эти несколько дней были полны «гари от сгибших «населенных пунктов», раздергано-клочковатого гула» немецких самолетов, ужаса, смертей. Курсанты были поражены войной. В душе Алексея, командира четвертого взвода, просто «не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны».

Меня поразила атмосфера происходивших событий: «притаившиеся селения», «смутная чугунная тяжесть, отвесно падающая на землю», «утробный гул». Фронт изображен К.Воробьевым как нечто живое: он «где-то жил», «стонал». Поражает цветовая гамма, с помощью которой автор воссоздает ужасы войны: желто-коричневый, мутно-бутылочный, грязно-серый, сине-желтый, мутно-коричневый. Как противоестественна сама война всему живому, так и эти цвета неестественны. Это произведение оставило в моей душе глубокий след. Оно ещё раз заставило задуматься о подвиге, который совершили солдаты в годы Великой Отечественной Войны. Низкий им поклон и вечная память!»

Костюнина Аня, 10 «г»

«Мне трудно сказать о своих впечатлениях от этой повести, какими они были: приятными или не очень. Наверное, я больше склонюсь ко второму варианту. Произведение К. Воробьева не вызвало у меня бурных эмоций, скорей всего потому, что я его не поняла. По-моему, в нем абсолютно отсутствует хоть какой-нибудь смысл. Я поняла это с самых первых страниц повести, но когда же я дочитала ее до конца и никакого логического завершения не увидела, то была очень удивлена. У меня возник вопрос: что автор хотел показать в этой повести: ужасную жизнь людей во время войны, жизнь самих военных или же характер главного героя Ястребова? Но в этой повести отсутствуют не только смысл, но и авторская логика: в одном абзаце он говорил и о прекрасной, удивительной природе, и о смерти, трупах. Разве это возможно: говорить о чем-то удивительном, возвышенном, видя перед собой ужасающую реальность. Я вообще не люблю повести и рассказы о войне, наверное, потому, что это страшно и ужасно. Поэтому я не считаю повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой» чем-то из ряда вон выходящим, а воспринимаю ее как обыкновенное произведение обыкновенного писателя, хотя я думаю, что не права, потому что не бывает обыкновенных произведений и обыкновенных писателей. Каждый писатель индивидуален и неповторим, и в каждом произведении обязательно есть своя изюминка.»

Шабанова Юлия, 10 «г»

III. Заключительное слово учителя.

Подвиг воинов, оборонявших Москву, навсегда останется в памяти народа. Через 25 лет после Московской битвы под стенами Кремля был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата, погибшего в 1941 году в полях Подмосковья.

«Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину. 1941-1945» — начертано на памятной плите.

Война кончилась, унеся с собой 27 млн. жизней людей. Грозные события войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения.

Ребята, каждый из нас должен стать борцом за мир, защитником детей, матерей. Люди, будьте бдительны! Я от имени всех матерей хочу громко крикнуть:


Статьи по теме