Сборник Правил по русскому языку 2 Класс

Сборник Правил по русскому языку 2 Класс.rar
Закачек 1563
Средняя скорость 3222 Kb/s

Предварительный просмотр:

Правила по русскому языку за курс 2 класса.

  • Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
  • Слова в предложении связаны по смыслу.
  • Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
  • Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.
  • В конце предложения ставится точка (.), если в предложении о чём-либо спокойно сообщается.
  • Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак (!)
  • Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак (?)
  • Подлежащее . Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы КТО?ЧТО?
  • Сказуемое . Главный член предложения, который обозначает. Что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и др.
  • Подлежащее и сказуемое — грамматическая основа предложения.
  • Распростанённым называется предложение, где кроме главных членов есть и второстепенные.

2. Звуки и буквы.

  • На письме звуки обозначаются буквами.
  • Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим, называем.

3. Гласные звуки.

  • При произнесении воздух не встречает преград: [ а] [о] [и] [ы] [у] [э].
  • Произносится только с голосом.
  • Гласный звук образует слог.
  • В ударных слогах 6 гласных звуков [ а] [о] [и] [ы] [у] [э].
  • В русском языке 10 гласных букв : а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я.
  • Буквы а,о,и, ы,у,э обозначают гласные звуки.
  • Буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука :

-после гласных звуков

-после ъ и ь знаков

-Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласных звуков и гласный звук.

4.Ударение -это выделение голосом одного из слогов в слове.

  • Тот слог, который произносится с большей силой, называется ударным.
  • Остальные слоги в слове безударные.

5. Обозначение гласных звуков.

  • Гласные звуки в ударных слогах называются ударными.
  • Гласные звуки в безударных слогах называются безударными.
  • Буквы А,О,Е,И,Я в безударных слогах нужно проверять. Для этого изменяют слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

6. Родственные слова.

  • Слова, которые имеют общую (одинаковую часть) и общее значение, называют родственными.
  • Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.
  • Общая часть родственных слово (корень) пишется одинаково.

7. Безударные гласные в корне.

Безударный гласный в корне проверяй ударными. Для этого измени слово или подбери однокоренное так, чтобы на этот гласный падало ударение.

8. Согласный звук.

  • При произнесении воздух встречает преграду: губы, зубы, язык.
  • Произносится с голосом и шумом или только с шумом.
  • Слог образует только с гласным звуком.
  • [ ж] и [ш]- твёрдые согласные звуки
  • [ч`] и [щ`]- мягкие согласные звуки

9. Сочетания ЖИ и ШИ

  • В ударном слоге буква и пишется после ж, ш без проверки.
  • В безударном слоге букву после ж и ш надо проверять.

10. Сочетания ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.

  • Звуки -[ч`] и [щ`]- мягкие, но в сочетаниях ЧА,ЩА пишется буква А.
  • В сочетаниях ЧУ, ЩУ пишется буква У.

11. Сочетания ЧН,ЧК,НЩ,РЩ.

Звук [ч`] и [щ`]- мягкий звук.В сочетаниях ЧН,ЧК, НЩ,РЩ мягкий знак не пишется.

12. Мягкие и твёрдые согласные звуки.

  • Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами А,О,У,Ы,Э
  • Мягкость согласных звуков обозначается буквами Е,Ё,И,Ю,Я и Ь

13. Мягкий знак- служащий для смягчения согласного.

  • На конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.
  • В середине слова мягкость согласного звука [л`]- всегда обозначается мягким знаком.
  • Мягкость других согласных может и не обозначаться мягким знаком.

Запомни слова в которых в середине не пишется ь :

ЖИЗНЬ, ЕСТЬ, ЕСЛИ, ЧЕРВЬ, ЯСЛИ, ПЕСНЯ, ГОСТЬ, Настя

14.Разделительный мягкий знак.

Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,И,Ю,Я, если в этих словах слышится звук [й`]

15. Алфавит или азбука- это все буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет своё место и своё название.

  • Это части слова, на которые оно делится при произношении.
  • В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Слог может состоять:

  • из одного гласного звука
  • из гласного и одного согласного
  • из гласного и нескольких согласных

17. Перенос слов.

  • Слово переносится с одной строки на другую по слогам.
  • Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
  • Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
  • Мягкий знак при переносе не отделяется от предыдущей буквы.
  • При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят .

-Слова из одного слога

-Слог из одной буквы

18. Звонкие и глухие согласные звуки.

  • Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.
  • Глухие согласные состоят только из шума.

звонкие [ б] [в] [г] [д] [ж] [з].

глухие [ п] [ф] [к] [т] [ш] [с].

звонкие [ б`] [в`] [г`] [д`] [з`].

глухие [ п`] [ф`] [к`] [т`] [с`].

звонкие [ л] [м] [н] [р]

звонкие [ л`] [м`] [н`] [р`] [й`].

  • Слова с парным согласным звуком в корне нужно проверять.
  • Слова, в которых после согласного звука произносится гласный, являются проверочными.
  • Для проверки парных согласных в корне слова нужно его изменить так лил подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный.

19. Двойные согласные.

В некоторых словах пишутся рядом две одинаковые буквы. Их надо запомнить.

Класс, масса, шоссе, касса, рассказ, комиссия, русский, пассажиры, ссора, бассейн, Россия, Одесса, ванна, осенний, весенний, ранний, Анна, антенна, тонна, Геннадий, Инна, телеграмма, сумма, хоккей, аккуратный, аккорд, группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит, суббота, вожжи, дрожжи, жужжать, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, Кирилл, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Алла, терраса.

20. Имя существительное.

  • Слова, которые называют предметы, отвечают на вопросы КТО? И ЧТО?.
  • Слова называют людей, животных отвечают на вопросы: КТО? КОГО? КОМУ? КЕМ? ЧЕМ?
  • Слова, которые называют все остальные предметы, отвечают на вопросы: ЧТО? ЧЕГО? ЧЕМУ? ЧЕМ? О ЧЁМ?

21. Заглавная буква.

Пишутся с заглавной буквы: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц, рек.

  • Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы что делать? Что делает? что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?
  • Если слово обозначает действие одного предмета, то оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?
  • Если слово обозначает действия двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?

23. Имя прилагательное .

  • Слова, которые называют признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
  • Слова, которые обозначают признак одного предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
  • Слова, которые обозначают признак двух или нескольких предметов, отвечают на вопрос КАКИЕ?
  • Противоположные по смыслу слова называются Антонины
  • Близкие по смыслу слова называются синонимами.

Слова К, НА, НАД, ЗА, ПО, ДО, ПОД, О, ОКОЛО, ОБ, ИЗ, БЕЗ, С пишутся раздельно с другими словами в предложении одинаково, не зависимо от произношения.

25. Словарные слова.

Берёза, быстро, вдруг, ветер, весело, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, машина, медведь, медведица, молоко, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, посуда, работа, рабочий, ребята, русский, сапоги, скоро, собака, сорока, суббота, тетрадь, товарищ, ученик, учитель, учительница, хороший, хорошо, ягода, язык.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговые контрольно — измерительные материалыпо русскому языку за курс 3 класса Цель: итоговая проверка качества усвоения практического и теоретического учебного материала за курс 3 класса по рус.

Цель: проверка качества усвоения учебного материала за курс 3 класса по русскому языку (УМК «Школа России»).В тест включены следующие темы:- предложение, текст;- орфограммы (пра.

Тестовые задания, позволяющие учащимся проверить уровень усвоения материала по русскому языку за 3 класс.

Тестовые задания составлены в форме ЕГЭ в соответствии с программой по русскому языку для учащихся 3 класса (УМК «Школа России»).Материал предназначен учителям начальных классов и завучам по УР .

Структура входной работы: работа состоит из 2-х равноценных вариантов, каждый из которых включает в себя 20 тестовых заданий 3-х уровней сложности.Первый уровень — с 1 по 12 задания – базовый.Второй у.

согласно фгоситоговая аттестация 2016 год.

Проверка качества усвоения практического и теоретического учебного материала за курс 3 класса по русскому языку.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Диалог — это речь двух или нескольких лиц.

Монолог – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

Текст – это высказывание, которое состоит из двух или нескольких предложений.

Тема текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте.

Главная мысль текста – это главное, о чем хотел сказать читателю автор.

Начало Основная часть Концовка

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Слова в предложении связаны между собой по смыслу .

В конце повествовательного предложения ставится точка(.).

Например: Пришла холодная зима.

В конце вопросительного предложения ставится знак вопроса (?).

Например: Ты выучил уроки?

В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак(!).

Например: Какое прекрасное утро!

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены – это слова, которые не составляют основу предложения. Второстепенные члены уточняют главные члены предложения.

Например: Пошел сильный дождь.

Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что?

Например: Саша читает книгу.

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делал? что сделают? …

Например: Маша моет посуду.

Нераспространенное предложение – это предложение, которое состоит только из главных членов.

Например: Наступила осень.

Распространенное предложение – это предложение, которое состоит из главных и второстепенных членов.

Например: Наступила дождливая осень.

Лексическое значение – это то, что обозначает слово.

Например: Аэроплан – это летательный аппарат.

Синонимы – это слова, которые произносятся по- разному, а по смыслу одинаковые или близкие.

Например: Работать, трудится.

Антонимы – это слова противоположные по значению.

Например: Большой – маленький.

Однокоренные слова – это родственные слова, которые имеют общую часть.

Например: Лес, лесок, лесной.

Корень — это самая главная часть в слове.

Например: Сад, садовник, садовый.

Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее.

Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.

Слово переносится с одной строки на другую по слогам.

Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку.

Не переносят слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной гласной буквы.

Буквы й и ь не отделяют от стоящей перед ними буквы.

Например: Май-ка, конь-ки, вью-га.

При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

Звуки – это то, что мы произносим и слышим.

Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.

Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет свое место, свое название.

Отличия гласного звука от согласного

Гласный звук состоит только из голоса.

При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.

Гласный звук образует слог.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Например: к о врик, стр е лы, п и сьма.

Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

Изменить форму слова.

Подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.

Орфограмма – это буква, написание которой надо проверить или запомнить.

Проверяемая орфограмма – это такая орфограмма, которую можно проверить.

Непроверяемая орфограмма – это такая орфограмма, которую надо запомнить.

Отличия согласного звука от гласного

Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума.

При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду(язык, губы, зубы).

Согласный звук образует слог только вместе с гласным.

Удвоенные согласные в слове – это орфограмма. Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и и буквой ь .

Твердость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.

Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Буква «мягкий знак» (ь) в словах – это орфограмма.


Статьи по теме