Скачать Занимательный Русский язык 1 Класс Мищенкова

Скачать Занимательный Русский язык 1 Класс Мищенкова.rar
Закачек 2924
Средняя скорость 9412 Kb/s

М.: 2016 — Ч.1 — 80с., Ч.2 — 80с.

В данном пособии представлены материалы к тематическим коррекционно-развивающим занятиям с первоклассниками курса «РПС» («Развитие познавательных способностей»)- Пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС второго поколения). Каждое занятие представляет собой сочетание коррекционно-развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом. Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге — достижению хороших результатов в учёбе. Особую ценность материалы рабочих тетрадей в сочетании с методическим пособием к ним имеют для педагогов и психологов коррекционных и вспомогательных школ, работающих с детьми, которые испытывают трудности в обучении, связанные с недостаточно сформированной эмоционально-волевой сферой.

Содержание
Тетрадь 1
Занятие 1. Речь устная и письменная 2
Занятие 2. Что такое слово? 5
Занятие 3. В мире звуков 9
Занятие 4. Игротека 12
Занятие 5. Звуки и буквы — не одно и то же 15
Занятие 6. Что такое метаграммы? 19
Занятие 7. Жили-были гласные и согласные 23
Занятие 8. Игротека 26
Занятие 9. Волшебник Ударение 30
Занятие 10. Такие разные согласные 33
Занятие 11. Такие разные, разные согласные 36
Занятие 12. Игротека 40
Занятие 13. Русские народные загадки 44
Занятие 14. Зачем шипящие шипят? 48
Занятие 15. Познакомьтесь: алфавит 53
Занятие 16. Игротека 57
Занятие 17. Здравствуй, пословица! 62
Занятие 18. Поговорим о предложении 66
Занятие 19. Ещё немного о предложении 71
Занятие 20. Игротека 76

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ pz.doc

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ http://easyen.ru

Автор дает согласие использовать данный ресурс только для ознакомления и проведения уроков.

Нельзя присваивать себе авторство данного ресурса, даже если будут внесены изменения.

Нельзя публиковать данный ресурс без согласия автора.

В случае частичного использования ресурса, ссылка на источник обязательна.

Автор (ФИО, должность)

Некрасова Юлия Владимировна

Учитель начальных классов

Урок – путешествие «Устная и письменная речь».

Внеклассная деятельность, русский язык

Цель и задачи ресурса

Цель: дать детям представление о том, зачем людям нужна речь, что такое устная и письменная речь; развивать внимание, мышление, память, воображение, речь ; воспитывать чувство уважения к русскому языку.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

Программа, в которой создан ресурс

MS PowerPoint 2003

Методические рекомендации по использованию ресурса

Презентация содержит материал к занятию «Увлекательный русский язык» Л.В.Мищенкова

«Юным умникам и умницам»

Источники информации (обязательно!)

Картинки из личной коллекции.

Л.В.Мищенкова Занимательный русский язык. 1 класс

Выбранный для просмотра документ речь устная и письменная. занятие1.docx

Государственное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа Свердловской области для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Серовская санаторная школа – интернат»

______________________________________________________________________________ 624983, г. Серов, Свердловская обл., Автодорожная ул.,35д.,телефон7-96-26, E mail : internat 2- serov @ mail . ru

Занимательный русский язык

( задания по развитию познавательных способностей. Л.В.Мищенкова)

Учитель начальных классов:

Некрасова Юлия Владимировна

Тема: Речь устная и письменная.

Цель: дать детям представление о том, зачем людям речь, что такое устная и письменная речь; развивать внимание, мышление, память, воображение, речь; воспитывать чувство уважения к русскому языку.

Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.

Сегодня, ребята, вы начинаете изучать факультативный курс «Занимательный русский язык».

Русский язык – богатство нашего народа. Он красив, меток, полон пословиц и поговорок, которые, как на крыльях, перелетают из одного века в другой. Его нужно беречь, не засорять грязными и бранными словами, а изучать, восхищаться им, говорить на нем так, чтобы речь ваша звучала, как музыка. А доброе слово приятно и слушать. Я хочу, чтобы вы, ребята, выросли людьми культурными, образованными, любящими свою Родину и свой язык.

Кто знает, для чего людям нужна речь? (Выслушиваются ответы учащихся)

Задание 1. ( слайд 2) Если вы согласны с высказыванием, то закрасьте квадрат зелёным цветом, если не согласны – красным.

С помощью речи люди:

— … о чём-либо сообщают;

— … рассказывают друг другу;

Давайте приведём примеры на каждый случай. (Выслушиваются ответы детей).

— О чём-либо сообщают . (Я уже стал первоклассником).

— Рассказывают друг другу. ( Вчера я прочитал интересную книгу. В ней с главными героями происходят невероятные приключения).

— Спрашивают. (Сколько тебе лет?)

— Советуют. (Если хочешь быть здоровым, занимайся физкультурой).

— Просят. (Подай мне, пожалуйста, газету).

— Приказывают. (Шагом марш спать!)

УСТНАЯ РЕЧЬ – это речь, которую мы произносим и слышим. Это звучащая речь. В старину рот называли «уста». Поэтому речь, которую мы произносим, называется устной.

Задание 2. Послушайте устную речь. Я прочту вам стихотворение.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон , без дверей… (А.С.Пушкин)

Выслушиваются рассказы детей о том, что они себе представили во время чтения произведения.

Я читала стихотворение – вы слушали. Затем вы по очереди рассказывали о том , что представили себе во время слушания. Всё это – устная речь.

А теперь вас ждёт привал. Кто знает, что такое привал? (слайд 3)

ПРИВАЛ – это остановка в пути для отдыха, а также место такой остановки (стоянка).

Когда путешественники отправляются, например, в лес или горы, они долго идут пешком, а затем делают привал, т.е. остановку в пути, чтобы отдохнуть и подкрепиться.

Сделайте иллюстрацию к стихотворению.

Хмурит брови день осенний,

Без зонта – совсем пропасть.

Замедляет лист круженье,

Словно ищет, где упасть…. Е.Неменко

Привал окончен. Продолжаем работать. Мы познакомились с понятием «устная речь», а сейчас нам предстоит выяснить, что такое письменная речь.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ — это речь написанная. ( слайд 4). Для письма используют буквы или другие знаки. Например, китайцы пишут иероглифами.

Буквы, которыми мы пишем сейчас, придумали не сразу. В древние времена писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть, например, на дорожных знаках.

В старину на Руси писали на бересте – берёзовой коре. ( слайд 5). Бумагу тогда ещё не изобрели. Буквы царапали острой палочкой. Она называлась «писало». Позже стали писать на бумаге заострённым гусиным пером, которое макали в чернила. (слайд 6). Сейчас мы пишем шариковыми ручками. ( слайд 7). Почему «шариковыми»? потому что внутри ручки есть стержень с пастой, а на его конце – маленький металлический шарик. При письме он вращается, заставляет пасту вытекать из стержня и ложиться тонкой линией на бумагу.

Задание 3. (слайд 8). Перед вами письменная речь, в которой некоторые слова заменены рисунками. Попробуйте прочитать.

А теперь, ребята, познакомьтесь с Мишуткой. ( слайд 9). Он будет часто приходить к вам на занятия и вести рубрику «Мишуткина академия».

Мишуткины задания трудные, но интересные. Они помогут вам лучше узнать русский язык и его секреты.

ЗАДАНИЕ 1. (слайд 10). Из букв К, О, Т можно составить три трёхбуквенных слова: кот, ток, кто. А сколько трёхбуквенных слов можно составить из следующих букв? Запишите эти слова печатными буквами.

ЗАДАНИЕ 2 (слайд 11). Подчеркните слово, которое означает не такой вид растительности, как все остальные.

ЗАДАНИЕ 3. ( слайд 12). Внук приехал у бабушке в деревню. Гуляя по деревне, он встретил разных животных, но особенно ему понравились лошади. Придя домой, он рассказал об этом бабушке. «Их та было много-много — …». Закончите речь внука одним словом.

(слайд 13). Занятие окончено. Продолжите , пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) …».

Содержание рабочей программы: пояснительная записка, содержание учебного материала, каленарно-тематическое планирование

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 71» г.Кирова

Директор МБОУ СОШ № 71 г.Кирова

Приказ № __________ от

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
( 1 «А» КЛАСС)

на 2015 – 2016 учебный год

Понина Светлана Александровна, учитель начальных классов,

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности учащихся «Занимательный русский язык» для 1 класса на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), на основе авторской программы Л.В.Мищенковой «Занимательный русский язык: Задания для развития познавательных способностей» и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности.

Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Основная цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.

  1. Развитие лингвистических компетенций учащихся.
  2. Формирование любви и уважения к русскому языку.
  3. Развитие познавательных способностей младших школьников.
  4. Развитие творческих способностей младших школьников.
  5. Расширение кругозора учащихся.

Общая характеристика курса

Курс «Занимательный русский язык» для учащихся 1-4 классов разработан как дополнение к курсу «Русский язык» для начальной школы, представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка.

Занятия направлены на формирование общекультурных умений, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Принцип, лежащий в основе курса — занимательность. Занятия строятся на заданиях с игровыми элементами. Играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе (1 час в неделю, 33недели согласно учебного плана)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Важными ориентирами данного курса являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

— расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

— включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

На занятиях курса дети учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи Данный курс является основой процесса обучения, средством развития мышления, воображения , интеллектуальных способностей социализации личности.

Содержание учебного курса

1. Речь устная и письменная

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.

2. Что такое слово?

Понятие слова, знакомство с ребусом.

3. В мире звуков

Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»

Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»

5. Звуки и буквы – не одно и то же

В чем заключается различие между звуками и буквами

6. Что такое метаграммы?

Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм.

7. Жили были гласные и согласные.

Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм.

9. Волшебник Ударение.

Роль ударения в слове. Понятие «омограф»

10. Такие разные согласные

Способы отличия твердых согласных звуков от мягких

11. Такие разные, разные согласные

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости – глухости, твердости-мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов.

13. Русские народные загадки

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

14 . Зачем шипят шипящие?

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»

15. Познакомьтесь: алфавит!

Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.

Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.

17. Привет, пословица!

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.

18. Поговорим о предложении

Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.

19. Еще немного о предложении

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.

Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.

21 . Знакомимся с анаграммами

Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

22. Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.

23. Что мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.

25. О безударных гласных

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

26. О парных звонких и глухих согласных

Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова

27. Слова — приятели

Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары

Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.

29. Слова – неприятели

Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

30. Волшебное слово предлог

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

31. Что за зверь такой — фразеологизм?

Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

33. Учимся различать слова разных частей речи

Упражнение в умении различать слова разных частей речи

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр
  • на развитие внимания и закрепления терминологии;
  • игры-тренинги;
  • игры-конкурсы (с делением на команды);
  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  • интеллектуально-познавательные игры;
  • интеллектуально-творческие игры.
  • игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

— осознание языка как основного средства человеческого общения;

— понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

— способность самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

— умение использовать русский язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

— способность ориентироваться целях, задачах, средствах условиях общения;

— понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

— стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

— умение задавать вопросы.

— овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

— умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

— способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Планируемые результаты освоения учащимися программы за 1 класс

Занятия курса будут способствовать:

— закреплению учащимися изученного материала на уроках русского языка, более полному его усвоению;

— обогащению словарного запаса учащиеся;

— развитию познавательных способностей, привитию чувства любви и уважения к русскому языку.

Учащиеся познакомятся с пословицами, поговорками, фразеологизмами, смогут активно включать их в собственный лексикон, получат удовольствие от разгадывания кроссвордов, ребусов, шифровок, загадок, метаграмм, познакомятся с грамматическими сказками. Рубрика «Занимательный привал» позволит упражняться в инсценировке юморесок, проявить свою эрудицию в ответах на шуточные вопросы, поработать с головоломкой «танграм», потренироваться в рисовании фигур по клеточкам. Смогут ответить на каверзные вопросы Мишутки в рубрике «Мишуткина академия»,которые способствуют подготовке детей к участию международном конкурсе «Русский медвежонок»

Печатные средства обучения:

  • Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: Рабочие тетради для 1 класса в 2 частях, часть 1, 2/ Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2012
  • Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие, 1 класс/Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2012

Технические средства обучения

  • Магнитная доска
  • Компьютер
  • Проектор
  • Презентации на CD и DVD дисках
  • Цветные карандаши
  • Счетные палочки
  • Головоломка «танграм»

Мониторинг освоения программы курса

1. Диагностика уровня мотивации достижений.

2. Диагностика креативности, творческих способностей.

3. Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий.

Участие в мероприятиях: конкурс «Путешествие в Вообразилию», предметных олимпиадах, «Русском медвежонке».


Статьи по теме