Сочинение Пришвин Москва Река

Сочинение Пришвин Москва Река.rar
Закачек 1033
Средняя скорость 8506 Kb/s

Анализ рассказа М.М.Пришвина «Москва-река».

Предварительный просмотр:

Волгодонской район Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

Романовская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока литературы в 7 классе:

Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река».

Учитель русского языка и литературы

Тема. Краткие сведения о М.М.Пришвине. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река».

  • актуализировать знания учащихся о жизни и творчестве М.М.Пришвина, полученные в 6 классе; выявить особенности личности писателя, воссоздать атмосферу Дунина, места действия рассказа М.М.Пришвина «Москва-река»; выявить художественную идею произведения;
  • развивать навыки работы с учебником; навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом;
  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе осмысления понятия «малая родина».

Цели для уч-ся: продолжение знакомства с творчеством М.М.Пришвина; анализ рассказа «Москва-река»; создание собственного представления о писателе.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация, карточка-информатор.

І. Актуализация имеющихся знаний.

– Какие факты биографии М. Пришвина вам известны? (рассказ о М.М. Пришвине по изученным в 6 классе материалам).

– Какое произведение М.М. Пришвина вы изучили в 6 классе, какова его художественная идея? (П исатель обращается в своём творчестве к русской природе, её необычайным красотам. Изучили сказку-быль «Кладовая солнца», в которой показаны отношения человека и природы ). (Краткая запись в графе «Что знал(а)»).

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели.
  2. Работа с текстом.

2.1. Анализ содержания рассказа М.М. Пришвина «Москва-река»:

— Какова тема рассказа? ( повествование о реке Москве в деревне Дунино)

— Какова основная мысль произведения? («Краше нашего Дунина я нигде не видал!»

— Главный образ рассказа? ( Москва-река ). Найдите в тексте рассказа слова, сравнивающие реку в деревне Дунино и в городе Москве.

— Как передано описание Москвы-реки в городе Москве?

Метафора «закованная в камень река» дважды звучит из уст рассказчика. Описание реки в городе Москве противопоставлено маленькой, зеленой, живой реке в деревне Дунино.

— Какая фигура речи лежит в основе противопоставления реки Москвы в деревне Дунино и городе Москве; чужих стран и родной деревни? (антитеза) Приведите примеры ее использования (зачитываются отрывки, в которых противопоставляется река в городе Москве и река в Дунине, где описываются чужие страны и родная деревня).

— Найдите в тексте рассказа слова, воссоздающие картину «маленькой реки» Москвы во время половодья и ледохода.

2.2. Выразительное чтение фрагмента от слов «Сколько льдин, больших и малых, прошло. » до слов «. медленно оставляющих смоляной след».

— Назовите средства художественной выразительности, примененные здесь писателем. (тропы – эпитеты, олицетворение, неологизм, метафора, фигура речи – градация)

2. 3. Слово учителя.

Взгляд Пришвина на природу, на жизнь и творчество необычен. Созданный им поэтический мир полон света и оптимизма; трагическое как препятствие торжеству жизни было ему чуждо. В книгах писателя есть одна черта, одна особенность, которую необходимо понять и о которой нужно помнить. Писатель не пытается очеловечить природу, уподобить ее жизнь жизни людей. Он изображает ее такой, какая она есть, в ее собственном развитии. М. Пришвин стремился к тому, чтобы не он говорил за природу, а как бы сама природа через него рассказала людям о себе. Но, конечно, не следует думать, что природа интересовала писателя исключительно сама по себе, без связи с жизнью человека.

2.4. Москва-река — центральный образ повествования. Наряду с ним в рассказе имеется ряд второстепенных образов, без которых и основной немыслим.

— Какие детали их создают? Приведите несколько примеров. ( Звенигород, жители деревни – образ малой родины).

2.5. Работа в группах:

Выразительное чтение учащимся рассказа от начала до слов «. город получил свое прекрасное имя — Звенигород».

— Каким чувством проникнут рассказ о происхождении названия города? Назовите слова, передающие это чувство. ( Рассказчик называет город «маленьким», «любимым», отмечает его «прекрасное имя». Он любит этот город, гордится его историей).

— Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке?

— Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?

(Местоимение «мы», чаще всего звучащее в описании событий, подчеркивает единство этих чистых душой и сердцем людей, горячо преданных родным местам, своей малой родине).

2.6. Исследовательская работа.

Герой рассказа Ваня не может подобрать нужные слова, для того чтобы передать свое восхищение красотой разных земель и несколько раз повторяет фразу: «какие там». Синтаксическая конструкция этих предложений характерна для устной речи.

— Найдите примеры разговорного стиля в данном рассказе (см. образец задания 6 в учебнике).

— Как проявляется искреннее чувство любви Вани и Васи Веселкина, а вместе с ними и автора, к родным местам?

2.7. Слово учителя.

Из любви к месту, где ты родился или где живешь, вырастает любовь к Родине, к своей Отчизне. Образ родины, России складывается исподволь, незаметно. Он подготовлен картинами природы. Природа, являясь действующим лицом произведения наряду с людьми, взаимодействует. по мнению Пришвина, с человеческой душой, облагораживает ее, формирует нравственный мир человека, любовь к своей Родине.

3. Слово учителя.

Чтобы попытаться понять человека, нужно прожить с ним рядом целую жизнь. Чтобы понять писателя, нужно читать его книги, дневники, где, как правило, записывается всё самое сокровенное. Попробуем приблизиться к пониманию личности человека, писателя Михаила Пришвина, обратившись к отрывкам из его дневников.

3.1. Знакомство со статьей учебника.

3.2. Подготовленное сообщение. Дневниковые записи М. Пришвина.

4. Виртуальная экскурсия в музей М. Пришвина в деревне Дунино. (Презентация)

5. Работа с карточкой-информатором. (Запись в графе «Что узнал(а)».).

III. Подведение итогов урока.

Воссоздайте портрет М.М.Пришвина на основе прочитанных произведений и материалов о писателе.

— Каким вы теперь представляете Пришвина? ( выполняется либо в форме синквейна, либо эссе, либо монологического высказывания).

Пришвин – певец природы, ее защитник. Агроном, географ, этнограф, писатель-классик, на книгах которого росли и учились чувствовать, понимать и любить родную землю несколько поколений. Лирик, романтик, необыкновенно мудрый человек. М. Пришвин верил, что в каждом человеке, до самых преклонных лет, живет ребенок, сохраняющий веру в добро, справедливость и красоту.

IV. Домашнее задание.

1.Прочитать вводную статью о К.Г.Паустовском, составить её тезисный план.

2.Подготовить выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части «Первое знакомство».

— подготовить сообщение «географа» «Мещёрская низменность»;

— подготовить выразительное чтение фрагментов «Автобиографии» К.Паустовского.

4.Групповое задание: подготовить выставку репродукций картин И.И.Левитана «Туман над водой», «Заросший пруд», «Июньский день», «Папоротник в лесу», «В парке», «Деревенская панорама», «Над вечным покоем».

Вопрос опубликован 10.06.2017
по предмету Литература от пользователя Гость >>

Ответ оставил Гость

Анализ рассказа Пришвина москва рекаВсегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. Но не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит. Пришвин Михаил Михайлович (1873 г. — 1954 г.) — русский писатель.

Ответы и объяснения

  • Vadimkka
  • светило науки

Пришвину свойственно прекрасное описание природы и выстраивания неких отношений человека с природой. Человек должен бережно относится к природе, любить ее, понимать прекрасное.
Рассказ — Москва-река не оказался исключением.
Главный образ в рассказе, это безусловно Москва-река, данная река противопоставляется в произведении маленькой речке в селе Дунино.
Худ. средства выразительности используемые автором
Метафора — закованная в камень река
Антитеза — противопоставление большой и маленькой реки.
Использование градиции — Сколько льдин, больших и малых, прошло.
Эпитеты — оставляющих смоляной след
Второстепенные образы на ряду с главным (Москва-река)
1) Звенигород;
2) Богемский лес.


Статьи по теме