Структура Экосистемы Презентация 11 Класс

Структура Экосистемы Презентация 11 Класс.rar
Закачек 3616
Средняя скорость 5531 Kb/s

Презентация к уроку биологии в 11 классе. В содержании отражены все основные вопросы КИМов ЕГЭ по данной теме.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Экосистема – это совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных биотических и абиотических явлений и процессов. Структура экосистем

БИОТОП БИОЦЕНОЗ Фитоценоз Зоо ценоз Мико ценоз микробоценоз Климатоп Гидротоп Эдафотоп почва Биоценоз в экосистеме Биотоп – это условия среды, видоизмененные живыми организмами Климатоп Гидротоп экотоп Эдафотоп Экотоп — первичный комплекс факторов географической среды без участия живых организмов. Экосистема Экосистема

Определяется вертикальным распределением растений, что обусловлено количеством света, температуры и влажности. Пространственная структура экосистемы

Трофическая структура экосистемы Это соотношение групп видов, занимающих определенные экологические ниши и выполняющих определенные функции в сообществе. Продуценты (производители) Консументы (потребители) Редуценты (разлагатели) Обязательные компоненты любой экосистемы

Продуценты — автотрофы, которые синтезируют из неорганических веществ органические соединения , используя в качестве источника углерода углекислый газ. Биомассу, образованную в экосистеме автотрофными организмами, называют первичной продукцией. Она служит пищей и источником энергии для остальных организмов сообщества.

гетеротрофы, потребители органического вещества: фитофаги, зоофаги, некрофаги, не способные разлагать органические вещества. К консументам относятся растительноядные, паразитические и хищные животные, часть микроорганизмов, паразитические и насекомоядные растения. Не являются консументами : — бактерии гниения — плесневые грибы — шляпочные грибы Консументы —

гетеротрофы, разлагающие органические вещества. Редуценты перерабатывают мертвое органическое вещество ( детрит ) до минеральных соединений, которые снова могут быть использованы продуцентами. К редуцентам относятся бактерии, грибы, дождевые черви, термиты, муравьи, мокрицы, клещи, ногохвостки, нематоды и др. Редуценты —

В экосистеме связи между ее компонентами возникают прежде всего на пищевой основе. Пищевая цепь указывает путь движения органических веществ, и содержащейся в них энергии. Последовательность взаимосвязанных видов, последовательно извлекающих материалы и энергию из исходного пищевого вещества, называют пищевой цепью , а каждое ее звено — трофическим уровнем . Пищевые цепи

Третий трофический уровень: хищные гетеротрофы и их паразиты — вторичные консументы . Первый трофический уровень занимают организмы автотрофы, или так называемые первичные продуценты. Второй трофический уровень: растительноядные гетеротрофы (травоядные животные, паразитические растения) — первичные консументы Последний уровень занимают редуценты или детритофаги.

Преобразование солнечной энергии, накопление и перераспределение ее продуцентами, консументами, редуцентами — это основа круговорота веществ в экосистемах. Направление передачи энергии в экосистеме: продуценты консументы редуценты Первичные автотрофы Консументы 1-го порядка Консументы 2-го порядка Консументы 3-го порядка

Типы пищевых цепей Пастбищные цепи начинаются с продуцентов Детритные цепи начинаются от детрита — отмерших остатков, экскрементов; преобладают в лесах. Листовая подстилка Клевер кролик волк Фитопланктон зоопланктон плотва щука скопа ястреб-перепелятник. дождевой червь черный дрозд Детритофагами являются: мокрицы, клещи, ногохвостки, дождевые черви, нематоды.

Правило экологической пирамиды С повышением трофического уровня: — количество биомассы — ? численность хищников -? скорость размножения организмов -? II Что увеличивается- ? — размеры хищников Исключением является «перевернутая» пирамида в океане, где биомасса консументов I порядка больше биомассы продуцентов снижается снижается снижается

Правило экологической пирамиды Подобная закономерность связана с тем, что на каждом трофическом уровне организмы способны использовать лишь 10% энергии поступившей биомассы для построения своего тела. Остальная энергия (90%) расходуется на дыхание, движение, или рассеивается в виде тепла.

2. Установите правильную последовательность пищевой цепи Мышь, еж, семена ели, лисица Ястреб, гусеница, крапива, дрозд Карась, водоросль, чайка окунь 1. На основании правила экологической пирамиды определите: сколько нужно зерна, чтобы вырос один филин массой 3,5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков — мышь полевка — хорек – филин Задания (3500 кг)

Ответьте на вопросы: Что является первичным источником энергии в экосистеме? В чем заключается космическая роль растений? В результате какого процесса освобождается энергия органических веществ в экосистеме? Какие организмы вовлекают из космоса энергию, необходимую для круговорота веществ? Какие организмы осуществляют минерализацию органических веществ?

Задача 1 Рассчитайте массу вредителей, которые уничтожают жабы на поле площадью 10 гектаров за теплое время года (150 дней), если серой жабе необходимо съесть в день 6 граммов слизней. На площади 1 гектар обитает 10 жаб.

Задача 2 Вес самки насекомоядной летучей мыши 12 граммов. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей 2 грамма. За месяц вскармливания молоком вес каждого из них достигает 6 граммов. Используя правило экологической пирамиды, определите какую массу насекомых должна съесть самка за это время, чтобы выкормить свое потомство

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Волк Заяц Полёвка Лисица Круглый червь Берёза Жук — навозник Кровососущий комар Цветковые растения Подберёзовик Пчела 1 8 9 2 5 6 10 4 3 7 Назовите пары биотических отношений в лесу

В 1932г. отечественный учёный Георгий Францевич Гаузе предложил принцип исключения: два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности идентичны. К какому типу биотических отношений относится этот принцип?

Наш мир — не случайность, не хаос – есть система во всём.

в 1935 году ввёл термин «экосистема» Артур Джордж Тенсли (1871 – 1955) — английский ботаник

Гидросфера Атмосфера Литосфера Животные (зооценоз) Растения (фитоценоз) Микроорганизмы (микробиоценоз) Биотоп Биоценоз

Гидросфера Атмосфера Литосфера Животные (зооценоз) Растения (фитоценоз) Микроорганизмы (микробиоценоз) Биотоп Биоценоз

В чём различие? Экосистема Биогеоценоз Лужа Гниющий пень в лесу Аквариум Биосфера Муравейник Ферма Тундра Мировой океан Капля прудовой воды Луг Лес Дубрава Ельник Берёзовая роща Болото травянистое Болото сфагновое Ивняк Тундра моховая Тундра лишайниковая Березняк Лес тропический (дождевой) Лес сосновый

Выберите и обоснуйте правильный вариант БГЦ ЭКОСИСТЕМА БГЦ ЭКОСИСТЕМА БГЦ ЭКОСИСТЕМА

Видовая видовое разнообразие плотность популяции Пространственная ярусность Экологическая продуценты консументы редуценты Структуры экосистемы

Какие виды структур будут отражены в таблице ? Ярус Фитоценоз Зооценоз

Обязательное Изучить § 5.4; Ответить на вопросы в конце параграфа; Заполнить таблицу «экосистема дубравы». По желанию Составить синквейн (экосистема, биогеоценоз, структура экосистемы и др.); Составить опорную схему урока в виде логической цепочки.

1 — Биология. 2 — Интересная, значимая. 3 — Открывает, изучает, экспериментирует. 4 — Помогает понять живую природу. 5 — Наука. Правила составления синквейна: 1 – понятие (слово) 2 – прилагательные (два слова) 3 – глаголы (три слова) 4 – предложение (из четырех слов) 5 – существительное (одно слово)

Насекомоядные растения являются продуцентами или консументами? Венерина мухоловка Непетес

Экологические структуры видовая пространственная экологическая В. Р. П. П. П. К. Р. ЯР.

Блиц опрос 1. Устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы… (биогеоценоз) 2. Число видов растений и животных в определённом биогеоценозе … (видовое разнообразие) 3. Сообщество растений… (фитоценоз) 4. Производители органического вещества … (продуценты) 5. Сообщество микроскопических организмов … (микробиоценоз) 6. Сообщество животных … (зооценоз) 7. Потребители органического вещества … (консументы) 8. Организмы, разлагающие остатки мёртвых растений и животных … (редуценты) 9. Совоокупность всех живых организмов в зкосистеме… (биоценоз) 10. Взаимосвязанная неживая природа экосистемы… (биотоп)

Назвать компоненты зкологической структуры зкосистемы

Когда говорят о продуцентах, обычно имеют ввиду зелёные растения. А могут ли представители других царств выступать в качестве продуцентов в экосистеме? Ответ поясните.

Спасибо за урок!

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет решать следующие задачи:
· обеспечение деятельности по информированию учащихся;
· освоение предмета на разных уровнях глубины;
· формирование специальных и общих учебных умений и навыков.
Обучение на основе компьютерных технологий создает условия эффективного проявления закономерностей мышления, оптимизирует процесс познания.

Использование мультимедийной презентации при объяснении нового материала в качестве наглядного материала; при самостоятельном изучении учебного материала учащимися в качестве опорного конспекта; при повторении, закреплении и контроле знаний на уровнях узнавания, понимания и применения позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией.

  • Шаповалова Валентина Серафимовна
  • 5339
  • 19.11.2014

Номер материала: 136083

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемpwpt.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМЫ Биология 11 класс Выполнил Архипкин Виктор.» — Транскрипт:

1 СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМЫ Биология 11 класс Выполнил Архипкин Виктор

3 Сообщество, или биоценоз, — это совокупность сосуществующих популяций разных видов. Сообщество, или биоценоз, — это совокупность сосуществующих популяций разных видов. Вместе с факторами неживой природы сообщество образует экосистему. Вместе с факторами неживой природы сообщество образует экосистему. Экосистема, границы которой определены растительным сообществом, называют биогеоценозом. Экосистема, границы которой определены растительным сообществом, называют биогеоценозом. Совокупность биогеоценозов земного шара образуют глобальную экосистему — биосфера Совокупность биогеоценозов земного шара образуют глобальную экосистему — биосфера

6 Пространственная структура экосистемы Пространственная структура большинства экосистем определяется ярусным расположением растительности Пространственная структура большинства экосистем определяется ярусным расположением растительности

7 Видовая структура экосистемы Видовое разнообразие – число видов, которые его образуют, и количественное соотношение особей этих видов Видовое разнообразие – число видов, которые его образуют, и количественное соотношение особей этих видов При характеристике экосистемы используют понятие плотность популяции При характеристике экосистемы используют понятие плотность популяции

8 Экологическая структура экосистемы Соотношение групп видов, занимающих определенные экологические ниши и выполняющих определенные функции в сообществе. Соотношение групп видов, занимающих определенные экологические ниши и выполняющих определенные функции в сообществе. Благодаря взаимодействию этих групп обеспечивается главное свойство экосистемы – способность к самоподдержанию. Благодаря взаимодействию этих групп обеспечивается главное свойство экосистемы – способность к самоподдержанию.

10 Продуценты – это автотрофы, которые в процессе жизнедеятельности синтезируют из неорганических веществ органические соединения, используя в качестве источника углерода углекислый газ. Продуценты – это автотрофы, которые в процессе жизнедеятельности синтезируют из неорганических веществ органические соединения, используя в качестве источника углерода углекислый газ. Первичная продукция – биомасса, образованная в экосистеме автотрофными организмами. Первичная продукция – биомасса, образованная в экосистеме автотрофными организмами.

11 Продуценты или автотрофы (продуценты небелковых токсинов)

12 Консументы, или потребители – это гетеротрофные организмы, которые используют синтезированную продуцентами биомассу для собственной жизнедеятельности. Консументы, или потребители – это гетеротрофные организмы, которые используют синтезированную продуцентами биомассу для собственной жизнедеятельности. Редуценты, или разлагатели – перерабатывают мертвое органическое вещество (детрит) до минеральных соединений, которые снова могут быть использованы продуцентами. Редуценты, или разлагатели – перерабатывают мертвое органическое вещество (детрит) до минеральных соединений, которые снова могут быть использованы продуцентами.

13 В каждой, способной к самостоятельному существованию, экосистеме есть свои продуценты, различные виды консументов и редуцентов В каждой, способной к самостоятельному существованию, экосистеме есть свои продуценты, различные виды консументов и редуцентов

14 Водоем как экосистем а

15 Экосистема дубравы Верхний древесный ярус- крупные многолетние светолюбивые дубы и липы; Верхний древесный ярус- крупные многолетние светолюбивые дубы и липы; Второй древесный ярус – низкорослые и менее светолюбивые груши, яблони, клены; Второй древесный ярус – низкорослые и менее светолюбивые груши, яблони, клены; Третий ярус – кустарниковая растительность (лещина, бересклет, калина, боярышник и др.; Третий ярус – кустарниковая растительность (лещина, бересклет, калина, боярышник и др.; Четвертый ярус – травянистый (кустарнички, полукустарнички, папоротники, всходы деревьев, травы); Четвертый ярус – травянистый (кустарнички, полукустарнички, папоротники, всходы деревьев, травы); Приземный ярус – лишайники, мхи, грибы, низкие травы. Приземный ярус – лишайники, мхи, грибы, низкие травы.

16 Биологически замкнутая экосистема

17 Так устроена подземная экосистема с единственным живым организмом

18 Закрепление: 1) Что такое биогеоценоз? 2) Расскажите о пространственной структуре экосистемы. 3) Какие обязательные компоненты включает любая экосистема? 4) В каких отношениях находятся друг с другом обитатели биоценозов? Охарактеризуйте эти связи. 5) Опишите видовой состав и пространственную структуру экосистемы дубравы.


Статьи по теме