Тард Г Законы Подражания скачать

Тард Г Законы Подражания скачать.rar
Закачек 3180
Средняя скорость 4620 Kb/s

Добро пожаловать В МИР ЗАГАДОК, ОПТИЧЕСКИХ
ИЛЛЮЗИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Стоит ли доверять всему, что вы видите? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Почему взрослые и дети видят один и тот же предмет по разному? На этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Log-in.ru© — мир необычных и интеллектуальных развлечений. Интересные оптические иллюзии, обманы зрения, логические флеш-игры.

Привет! Хочешь стать одним из нас? Определись
Если ты уже один из нас, то вход тут.

100 гр. водки содержит 235 ккал.

Законы подражания (Тард Габриель)

Классический труд основателя социальной психологии Г.Тарда посвящен социально-коммуникативной деятельности индивидов в форме подражания (имитации), которая выступает как основа развития общества.

Под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.

Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение») как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе (будь то идеи или материальные ценности), — результат творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей.

Об авторе: Жан Габриель Тард (фр. Gabriel Tarde, 12 марта 1843, Сарла, Франция — 13 мая 1904, Париж, Франция) — французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии. Родился в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо)… еще…

Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору.

Г. Тард проводит индивидуалистическую линию психологизации социоло­гии и рассматривает общество как продукт взаимодействия индивидуаль­ных сознаний на основе общения людей’. Общество — это совокупность людей, участвующих в потоке подражания. Безграничность последнего сни­мает возможность устанавливать общие стадии человеческого прогресса. По закону Спенсера, однородные единицы соединяются между собой и своими свойствами определяют характер агрегата: главнейшие черты че­ловека определяют характерные (главные) черты человеческого общества.

Возникающие при взаимодействиях людей «интериндивидуальные» (ме­жиндивидуальные) отношения составляют основу общественного разви­тия и всех социальных процессов. Явления индивидуальной психики — это единственная реальность (социологический номинализм), которая прояв­ляется в сознательных отношениях, прежде всего, между двумя индивиду­умами, составляющими социальные факты. Их многообразные группиров­ки и комбинации есть простые социальные явления, образующие основу социальных отношений. Отсюда вытекает предмет социологии — познание отношений «между двумя умами», отражений одного другим (22, 16). В этом плане социология выступает как «интерпсихологическая», «интерменталь­ная» (соединяющая) дисциплина: психология взаимодействия между людь­ми составляет базу социологии. Таким образом, Тард строит свою социоло­гию на законах психологии и называет ее также «социальной психологией». Доминирование «интерпсихологической» проблематики составляет суть пси­хологизации социологии.

В теории «общественного прогресса» Тард не разделяет концепцию, со­гласно которой прогресс неизбежно совершается за счет ломки традиции

1 В этом пункте Тард полемизирует с Э. Дюркгеймом, который в регуляции общественных отношений главную роль отводит коллективным представлениям и их интериоризации отдельными индивидами.

— разрыва с прошлым общественным порядком (существованием людей — Конт, Маркс и др.). При таком подходе имеет место тенденция рассмат­ривать прогресс и традицию изолировано друг от друга. Традиция — это консервативные состояния (системы ценностей) прошлого, и новое об­щество (капитализм, коммунизм) появляется в качестве разрушителя тра­диций как таковых. Тард, наоборот, считал кризис традиции явлением вре­мени и выдвинул идею циклических изменений: периоды доминирования «обычая» уступают место периодам доминирования «моды» и наоборот. Поэтому каждая революция, отрекаясь от традиций прошлого, неизбежно подлежит традиционализации, и этот процесс, в свою очередь, чреват ре­волюционной ситуацией.

В современном обществе подражание «обычаю» полностью уступило место подражанию «моды» — модернизации. В связи в этим встают вопросы источника моды как распространения и превращения в обычаи.

Применительно с социальному миру единственным источником его развития является новое знание — открытия, изобретения новых элементов культуры, которые возникают вследствие инициативы и оригинальности отдельных талантливых людей, их актов творчества 1 . Именно они, по мне­нию Тарда, являются причиной действия других людей, то есть огромного количества подражаний по всему миру: подражанием — модой или подра­жанием — привычкой, подражанием — симпатией или подражанием -повиновением, подражанием — образованием или подражанием воспи­танием, наконец добровольными рефлекторными подражаниями (21, гл. 1). Люди являются стадом овец, среди которых рождается подчас умная овца, гений, которая одною только силою примера увлекает за собой дру­гих 2 . Поэтому общественный процесс предстает как изобретение и подра­жание, и само общество — это ряд сходств, произведенных разнообразны­ми видами подражаний (21, 20).

Тард развивает теорию «трех основных социальных процессов»: а) под- i ражание (повторение), б) противоположение (оппозиция), в) приспособ­ление (адаптации). На их основе он формулировал три универсальные (вре­менных) социальные закономерности.

1. Закон подражания. Тард рассматривает подражание как «владычество примера», когда всякая новация в сфере общественной жизни усваивается и повторяется многими людьми, обогащая их разнообразную деятельность, жизнь и расширяя власть над природой. В процессе меж индивидуальных взаи­модействий одни подражают другим, обусловливая изначальный элемент социальности. Подражание составляет основной способ — движущую силу общественного прогресса: оно есть неодолимое психическое стремление людей (личности, групп, общества) ко взаимному подражанию (по анало-

1 Здесь просматривается влияние учения А. Бергсона о «творческой эволюции», который, в свою очередь, высоко оценивал труды Тарда.

2 В решении вопроса о роли подражания Тард признавал приоритет Н. К. Михай- ловского, который, решая проблему героя л толпы, впервые выявил потенциал «закона подражания».

гии с наследственностью в живых организмах) 1 . Тард, вслед за Спенсером, подчеркивает, что в подражательных отношениях проявляется принцип, что «душа всего сущего не однородность, а разнородность». Поэтому подража­ния не обедняют, а обогащают удовлетворение потребностей людей.

Для подкрепления своих выводов Тард использует статистические ме­тоды: статистику употребления различных продуктов (табака, кофе и др.), динамику производства техники (железнодорожных локомотивов) и др. Статистика обнаруживает возрастание (рост) или падение (убыль) подра­жательного воспроизведения раз сделанных открытий. Поэтому статисти­ческий метод он рассматривает как социологический по преимуществу.

Вслед за постулатом Гельвеция о том, что «человек весь состоит из под­ражания», Тард рассматривает исторический, процесс как непрерывную цепь подражаний: собрание деяний, «имевших успех», и которым «более всего подражали» (21, 144). При этом кредо закона подражания: любое но­вовведение в сфере социальных отношений распространяется по направ­лению от высших (творящих новшества) к низшим (повторяющим эти новшества), от социальных верхов к социальным низам, от элитных групп со специальными знаниями к группам менее профессионально развитыми и т. п. Поэтому определяющей схемой подражания являются отношения «учитель — ученик» («оригинал — копия») во всех ситуациях. Само оно проходит три стадии: во-первых, медленного распространения из-за борь­бы с существующим; во-вторых, быстрого роста; в-третьих, постепенного перехода к норме.

Тард выделяет три основных типа подражания: а) взаимное подража­ние; б) подражание обычаям и образцам; в) обдуманное подражание. Их механизмами являются мода, обычаи, традиции, которые формируют груп­повые ценности, а индивиды, усваивая их, социализируются. Отсюда выте­кает определяющая роль психологического настроя — верований и хотений (согласия и разногласия) как своего рода субстанций социального взаимо­действия отдельных людей и социальных групп, организующих человечес­кое общество. В силу этого приоритетными в обществе являются юриди­ческие основания, так как они базируются на взаимном распределении обязательств или соизволений, прав и обязанностей (21, 19). Тем самым Тард одним из первых приблизился к пониманию необходимости изучения механизмов социального взаимодействия, способствующих сотрудничеству, согласию и гармонизации отношений в обществе 2 .

Таким образом, закон подражания выражает бесконечное стремление людей к усвоению, восстановлению и распространению новшеств, обога­щающих образ жизни и культуру народов. В такой трактовке он является у Тарда концептуальным ядром социологических конструкций, ключом к пониманию массового поведения.

1 В частности, проявление данного закона убедительно продемонстрировал Ро­ берт Такер в работе: Сталин; путь к власти. 1879 — 1929. История и личность. — М.: 1991. В ней он раскрыл выстраивание Сталиным линии жизни на основе подража­ ния выбранному герою — вначале Камо, а затем Ленину.

2 Решение данной задачи станет в 20-е годы XX века вначале в США, а затем в европейских странах содержанием новой науки и деятельности «Паблик ршейшнз».

2. Закон противоположения (оппозиции). Данный закон выражает во вза­ имодействии борьбу сторонников противоположных социальных изобре­ тений — борьбу самих новшеств в обществе (лучшее враг хорошему). По­ добная оппозиция повторяемости является формой социального конфликта, возникающего по поводу конкурирующих моделей подражания. Оппозиция выступает второй стороной социального процесса и играет в нем роль про­ тивовеса. Противодействие, противопоставление одних взглядов (полити­ ки) другим способствует выработке определенного вектора социального взаимодействия людей.

В этом смысле оппозиция является необходимым фактором социальных отношений и общественного прогресса. Наличие конструктивной оппози­ции обусловливает противоборство идей как их соревнование и конкурен­цию. Она задает социальному процессу динамику, так как в условиях со­стязательности на альтернативу должно искать адекватный ответ. В частно­сти, его правильность в политике проверяется на основе одобрения (нео­добрения) в результате выборов. Как свидетельствует исторический опыт, именно отсутствие оппозиции ведет к ситуации, которую можно назвать «правой» или «левой» диктатурой.

Преодоление ситуации оппозиции происходит под воздействием приспо­соблений.

3. Закон приспособления (адаптации). Данный закон выражает доминиру­ ющий момент социального взаимодействия — приспособление людей к появившимся новшествам и изменяющимся условиям жизни (21, 40), По­ этому главным моментом социальных отношений является сотрудниче­ ство. В этом плане Тард считает классовую борьбу отступлением от правил «нормальной жизни». Отсюда вытекает его рекомендация «низшим клас­ сам»: осуществлять восхождение по ступеням общественной иерархии пу­ тем абсолютного подражания «высшим классам».

Тард распространял рассмотренные законы на предметные области раз­личных дисциплин и паук. В частности, его длительная работа в должности судебного следователя обусловила интерес к криминалистике и формиро­ванию социологии преступности. В соответствии с законом подражания он сформулировал установку, что «человек становится преступником, а не рождается». В этом плане преступник — это социальный «экскремент» об-! щества, который образуется в соответствии с законами подражания и при­способления. Тард выступает против инстинктивистского представления о преступнике (преступлении) и обосновывает социальный характер пре­ступности: многие люди становятся нечестными или остаются честными по милости судьбы и стечению обстоятельств.


Статьи по теме