Технология Развивающего Обучения Презентация

Технология Развивающего Обучения Презентация.rar
Закачек 1905
Средняя скорость 5059 Kb/s

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемgolumet.cheredu.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Технологии развивающего обучения и воспитания. Развивающее обучение Это обучение, содержание, методы и формы организации которого ориентированы на закономерности.» — Транскрипт:

1 Технологии развивающего обучения и воспитания

2 Развивающее обучение Это обучение, содержание, методы и формы организации которого ориентированы на закономерности развития. В качестве основы развития рассматривается учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности, направленная на изменение самого себя как субъекта развития; Суть такого обучения в обеспечении условий для превращения ребенка в субъекта учебной деятельности.

3 Принципы развивающих технологий В ходе работы с детьми учитель должен обратить внимание на развитие каждого учащегося данного класса; Необходимо добиться включения в процесс обучения эмоциональной сферы; В процессе обучения учащиеся должны осознавать ход умственных действий; Особое внимание уделяется развитию психических процессов (особенно мышление и речь); Обучение ведется на высоком уровне трудности; Продвижение в изучении материала обеспечивается быстрыми темпами; В обучении нужно добиваться того, чтобы ведущую роль играли теоретические знания.

4 Формирование познавательного интереса – основа мотивации учебной деятельности Через такие формы как: Дидактические игры; Организация внеурочной деятельности учащихся; Обсуждение ИЗО, музыки, трудовой деятельности; Обсуждение прочитанного и увиденного; Акцент учителя на развитии умения мыслить, наблюдать, практически действовать.

5 Особенности организации учебного процесса Гибкая структура урока; Обеспечение интенсивной самостоятельной работы; Коллективные эмоциональные переживания; Выстраивание процесса познания «от ученика»; Коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей; Самостоятельное формулирование выводов; Создание педагогических ситуаций общения.

6 Педагогика сотрудничества Совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Ученик – субъект учебной деятельности.

7 Направления педагогики сотрудничества Гуманно-личностный подход к ребенку; Дидактический активизирующий и развивающий комплекс; Концепция воспитания; Создание развивающей среды.

8 Концептуальные положения Содержание обучения рассматривается как средство развития личности; Обучение ведет к обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления и деятельности; Идет объединение, интеграция школьных дисциплин; Вариативность и дифференциация школьного обучения; Используется положительная стимуляция учения.

9 Педагогика сотрудничества Ставит школу в ведущее и ответственное положение во отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами являются школа, семья и социальная среда; Результаты определяются совместными усилиями и действиями всех (трех) источников воспитания и формирования социальных компетентностей.

Технология развивающего обучения, опирающаяся на познавательный интерес

Основные отличия технологии развивающего обучения(РО) от технологии традиционного обучения(ТО)

Формы и методы работы в РО.

Пути повышения познавательного интереса учащихся к учению

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Технология развивающего обучения, опирающаяся на познавательный интерес Подготовила: Матвеева Н.В.

Технология развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается новый, активно — деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно — иллюстративному способу (типу). На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям учащегося, оно направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. При таком обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Это целенаправленная учебная деятельность,в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает. Кроме того это и коллективная мыследеятельность , диалог-полилог , деловое общение детей и т.п. Развивающее обучение — это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А.Дистервега,К.Д.Ушинского и др Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского,Л.В.Занкова . Термин «развивающее обучение » обязан своим происхождением В.В. Давыдову . Даниил Борисович Эльконин – виднейший советский психолог, академик РАО, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Василий Васильевич Давыдов – академик,вице-президент РАО, автор теории Развивающего обучения, теории содержательногообобщения .

Сравнение технологий ТО и РО ТО РО Ученик — объект Ученик – субъект (источник деятельности. учащийся — учащий себя ) участники

Сравнение технологий ТО и РО Обучение пристраивается к развитию(обучаемое развитие) Обучение впереди развития (развивающее обучение) ТО РО обучение

Сравнение технологий ТО и РО ТО РО объяснительно – иллюстративный подход деятельностный подход методы

Сравнение технологий ТО и РО Понимание, запоминание, воспроизведение, применение ЗУН Умение самостоятельно добывать ЗУН ТО РО Уд

Методы: Частично-поисковый (эвристическая беседа )

Проблемное изложение ( проблематизация ) Преподнесение материала в сочетании с мотивационным введением. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их к открытию , заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска . мотивация исследование вывод

Познавательный интерес является важным звеном в процессе мотивации .Он взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, мотивами самоутверждения. Это необходимо учитывать, развивая познавательный интерес, потому что взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию, обладая психологической основой, благотворно влияет на другие мотивы По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделяются уровни развития познавательного интереса: 1 – низкий уровень, 2 – средний и 3 – высокий уровень. Так, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдается задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склонны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.

Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи; разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности: Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам; Развивать на уроках коллективный труд( в группах и парах) Постоянно усложнять познавательные задачи, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями; Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении; Использовать познавательные игры и дидактические игры. Ставить задачи , требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний; Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту; Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. В области внеклассной работы предлагается: -Расширять и углублять кругозор учащихся в определенной, избранной ими области. Проводить конкурсы смекалки; КВН; вечера вопросов и ответов; диспуты Использовать всестороннее воздействие средств искусства, где раскрываются творческие возможности школьников; Проводить исследования, опыты, наблюдения с определенным заданием или без него; В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Пути развития познавательных интересов учащихся

“ Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” В.А.Сухомлинский Дидактическая игра ( игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение , облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения . Творческие работа Например: составить задачи на тему «Десятичные дроби», написать сказку на тему «Положительные и отрицательные числа», составить кроссворд на тему «Окружность», построить фигуру на тему «Координатная плоскость» и найти загадку к этой фигуре, составить ребус на тему «Многочлены» и т.п. С помощью таких заданий, которые используются на последующих уроках, удается изгнать скуку, равнодушие. При этом нужно помнить, что создание положительных эмоций у школьников – мощный инструмент их обучения и воспитания.

Узнайте тему урока, выполнив устно вычисления и заполнив таблицу : 36 1,21 225 6,25 9801 1/9 0,04 15 2 1,1 2 99 2 (-1/3) 2 2,5 2 6 2 0,2 2 Разминка п д а щ л о и (Включены нестандартные приёмы счёта) Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быструю реакцию, повышают интерес к предмету . Использование занимательного и игрового материала

Проблемная ситуация Перед изучением темы «Отрицательные числа» Учитель Учащийся 6+4 =10 6 — 4 =2 4 — 6= ? — 2 (мне папа говорил) Как вы думаете, нужны ли человечеству отрицательные числа? Рассуждают В итоге — «да!» Где вы с ними встречались? Температура воздуха, Измерение высот и глубин (география) и т.д. проблемные вопросы вызывают у ученика творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы, проверять их в диалоге с оппонентами .

Через практику к истине Учитель Учащиеся Постройте треугольник АВС, где АВ+ВС =АС Выполняя построение, убеждаются, что это сделать невозможно Вывод: АВ + ВС > ВС Постройте треугольник АВС, где два угла –прямые (тупые) Выполняя построение, убеждаются, что это сделать невозможно Вывод: такого треугольника не существует О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг… А.С Пушкин

Коллективно – распределенная деятельность каждый ученик становится в положение субъекта, источника идеи, оппонента в рамках коллективного обсуждения проблемы; (Работа в парах , работа в группах, работа с консультантами) В группах, становятся очевидны все межличностные отношения , существующие в классе, проявляются эмоциональные и деловые лидеры, ведущие и ведомые. Дети научатся взаимодействовать друг с другом , они смогут менять свою статусную роль, у них появляется умение рефлексировать , а учитель поможет им формировать адекватную самооценку, развивать интерес и желание учиться .

Рефлексивная карта содержит такие разделы: постановка цели : • что узнать? чему научиться?; достижение этой цели на каждом занятии учащимся; эмоциональная рефлексия: • мое настроение; • мне было интересно; • мне было трудно; • я был недоволен собой, когда…; • я чувствую….; • мне необходимо поработать над…; • я научился…; заполнение таблицы содержательной рефлексии : Я знаю ….( хорошо, стоит поработать, не понял, не знаю) Я умею…. (хорошо, стоит поработать, не понял, не знаю); рубрика «Моя оценка за урок» • Я сам; • Группа; • Учитель. Для самооценки деятельности учащихся на уроке

« И воспитание , и образование нераздельны. Нельзя воспитывать , не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно ». Л.Н. Толстой Спасибо за внимание !

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник .

Данный педагогический опыт по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии развивающего обучения» является актуальным и перспект.

Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме.

Целью проектной работы является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленно.

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

В работе представлен теоритический материал о роли обучающегося в современном образовательном процессе. В пратической части представлен эксперимент по развитию познавательного интереса на уроках русск.

«Реализация технологии развивающего обучения в практику работы ДОУ» Воспитатель Болдырева Т.И. «Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям» В. Ф. Одоевский

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребенка и на их содержание Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития

Основная цель развивающего обучения: (по И.Г.Песталоцци) Возбуждение ума детей к активной деятельности Развитие познавательных способностей Выработка у детей умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий

Развивающее обучение строится на двух уровнях развития ребенка: (по Л.С.Выготскому) Зона актуального развития Принцип развивающего обучения: От трудного к еще более трудному От абстрактного к конкретному Зона ближайшего развития

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К.Селевко и др.

Деятельностный подход к организации образовательного процесса. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б.Шоу

Деятельность — это процесс активности, при котором цели и мотивы совпадают; — это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Этапы деятельности: проблема; целеполагание; планирование; реализация целей; анализ результатов деятельности.

Системно – деятельностный подход — это методологическая основа стандартов общего образования нового поколения — это организация и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности.

Системно – деятельностный подход нацелен на: — воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики; — формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; — активную учебно – познавательную деятельность обучающихся; — построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Готовность воспитателя к использованию современных развивающих технологий

Технологии развивающего обучения

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения – это организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Основные психологические условия Цель Доступность Познавательная активность Анализ и решения проблемы

Этапы проблемного обучения Осознание общей проблемной ситуации; Анализ, формулировка конкретной проблемы; Решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их); Проверка правильности решения проблемы.

Дидактические способы организации проблемного обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) Монологический Рассуждающий Диалогический Эвристический Исследовательский Метод программированных заданий

Технология исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность воспитанников, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Уровни реализации «исследовательского обучения» (А.И. Савенков) ПРОБЛЕМА РЕШЕНИЕ ПОИСК МЕТОДОВ ПЕДАГОГ – ПЕДАГОГ – РЕБЕНОК РЕБЕНОК – РЕБЕНОК – РЕБЕНОК ПЕДАГОГ – РЕБЕНОК – РЕБЕНОК

Экспериментирование – это способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Система исследовательских действий СРАВНИВАТЬ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ОБОБЩАТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ ГРУППИРОВАТЬ ЭТО – УМЕНИЯ

Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий Медико-профилактические Физкультурно-оздоровительные Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов Валеологическое просвещение родителей

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Цель игровой терапии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игровые технологии направлены на развитие: восприятия; внимания; мышления; памяти; творческих способностей детей; творческого мышления и воображения.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.

ДЕВИЗ ТРИЗ: «Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Средство работы с детьми – педагогический поиск. Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…» Занятие- не форма, а поиск истины» ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Основные функции ТРИЗ 1.Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. 2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). 3. Развитие качеств творческой личности.

Основные этапы методики ТРИЗ: «Поиск сути» «Тайна двойного» — выявление противоречий: хорошо-плохо Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).

Технология проектной деятельности

Технология проектирования – один из способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. Технология проектирования позволяет создать условия, в которых ребенок выступает как самостоятельный, инициативный субъект деятельности.

Информационно – коммуникативные технологии

Информатизация общества ставит перед педагогами задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий; наставником в выборе компьютерных программ; сформировать основы информационной культуры его личности; повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Личностно — ориентированная технология Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Направления личностно — ориентированных технологий Гуманно-личностные технологии Технология сотрудничества

Технологизация ВОП обусловлена: Социальный заказ; Образовательные ориентиры; Цели и содержание образования. Воспитательно – образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

Технологический подход к обучению — постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата); -подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами; — оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей; — заключительная оценка результата — уровень развития дошкольника.

Развивающее обучение в условиях национально – регионального компонента

Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Национально-региональный компонент помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.


Статьи по теме