Техносферная Безопасность Учебник скачать

Техносферная Безопасность Учебник скачать.rar
Закачек 2534
Средняя скорость 9849 Kb/s

О книге «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата»

Настоящая книга это пятое издание учебника, признанного лучшим в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды. В нем автор в большей степени делает акцент не на защитную деятельность человека, а на создание им качественной техносферы. В учебнике в достаточно полном объеме раскрыты все темы по БЖД и ЗОС: основы учения о человеко- и природозащитной деятельности, современный мир опасностей (естественных, антропогенных, техногенных и др.), проблемы техносферной безопас ности, защита человека от различных видов опасностей, а также их мониторинг и контроль как в глобальном масштабе, так и в пределах РФ, государственное управление БЖД и ЗОС.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата» Белов Сергей Викторович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРОВ

4-å издание, переработанное и дополненное

Рекомендовано Научно-методическим советом по безопасности жизнедеятельности Министерства образования

и науки Российской Федерации в качестве учебника по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

для бакалавров всех направлений подготовки в высших учебных заведениях России

Москва • Юрайт • 2013

УДК 614.8.084 ББК 68.9я73

Белов Сергей Викторович — заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН, до 2008 г. — заведующий кафедрой экологии и промышленной безопасности МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Прусенко Б. Е. — доктор технических наук, профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина;

Козьяков А. Ф. — кандидат технических наук, профессор МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Б43 Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) : учебник для бакалавров / С. В. Белов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2013. — 682 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.

ISBN 978-5-9916-2335-3 (Издательство Юрайт)

ISBN 978-5-9692-1405-7 (ИД Юрайт)

Изложены вопросы возникновения учений о безопасности жизнедеятельности человека и защите окружающей его среды. Рассмотрены теоретические основы учения о человеко- и природозащитной деятельности, описаны современный мир опасностей (естественных, антропогенных, техногенных и др.) и проблемы техносферной безопасности. Подробно раскрыты вопросы защиты человека и природы от различных видов опасностей.

Рассмотрены мониторинг и контроль опасностей в глобальном масштабе и более подробно в пределах Российской Федерации и отдельных ее территорий, а также государственное управление БЖД и ЗОС.

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Для бакалавров всех направлений подготовки в высших учебных заведениях России.

© Белов С. В., 2012, с изменениями

© ООО « ИД Юрайт » , 2013

Введение. Возникновение учений о безопасности

и защите окружающей его среды .

1. Современная структура Вселенной .

2. Эволюция человечества и среды его обитания .

3. Эволюция мира опасностей.

4. Области распространения и масштабы

негативного влияния техносферы.

5. Становление и развитие учения о человеко-

и природозащитной деятельности .

Вопросы и задания для самоконтроля .

Теоретические основы учения о человеко-

и природозащитной деятельности

Глава 1. Принципы и понятия ноксологии .

Вопросы и задания для самоконтроля .

Глава 2. Опасности и их показатели .

2.1. Возникновение и основы реализации опасностей .

2.2. Закон толерантности, опасные и чрезвычайно

2.3. Поле опасностей .

2.4. Качественная классификация (таксономия)

2.5. Количественная оценка опасностей .

2.6. Показатели негативного влияния реализованных

Вопросы и задания для самоконтроля .

Современный мир опасностей

Глава 3. Естественные и естественно-техногенные

3.1. Повседневные абиотические факторы .

3.2. Стихийные явления.

Вопросы и задания для самоконтроля .

Глава 4. Антропогенные и антропогенно-техногенные

4.1. Виды взаимосвязей человека-оператора

с технической системой .

4.2. Восприятие внешних воздействий

и ошибочные реакции человека.

Вопросы и задания для самоконтроля .

Глава 5. Техногенные опасности.

5.1. Опасности и человек.

5.1.1. Вредные вещества.

5.1.3. Акустический шум .

5.1.6. Электромагнитные поля и излучения .

5.1.7. Лазерное излучение.

5.1.8. Ионизирующие излучения .

5.1.9. Электрический ток.

5.1.10. Механическое травмирование.

5.2. Региональные и глобальные воздействия.

5.2.1. Воздействие на атмосферу .

5.2.2. Воздействие на гидросферу.

5.2.3. Воздействие на литосферу.

5.3. Чрезвычайные опасности .

Вопросы и задания для самоконтроля .

Глава 6. Масштабы негативного влияния опасностей

на человека и природу .

6.1. Опасности производственной и бытовой среды.

6.2. Региональные и глобальные опасности .

6.3. Чрезвычайные опасности .

6.4. Смертность населения от внешних причин .

Вопросы и задания для самоконтроля .

Глава 7. Анализ и прогнозирование влияния

техносферных опасностей на человека .

Вопросы и задания для самоконтроля .

Основы техносферной безопасности

Глава 8. Безопасность человека, селитебных зон

8.1. Понятие безопасности объекта защиты.

8.2. Взаимодействие источников опасностей,

опасных зон и объектов защиты.

8.3. Общие тенденции достижения БЖД и ЗОС.

8.4. Идентификация опасностей техногенных

8.4.1. Идентификация вредных воздействий.

8.4.2. Идентификация травмоопасных

8.5. Защитное зонирование.

8.6. Специальная техника для защиты от опасностей.. 251

8.7. Индивидуальные средства и устройства защиты. 256

8.8. Малоотходные технологии и производства.

8.9. Наилучшие из доступных современных

8.10. Комплексная оценка безопасности

техногенного объекта и жизненного пространства.

8.11. Стратегия глобальной безопасности.

Вопросы и задания для самоконтроля .

Защита человека и окружающей среды от опасностей

Глава 9. Общие положения выбора методов

и средств защиты .

Вопросы и задания для самоконтроля .

Глава 10. Защита человека от естественных

10.1. Защита от переменных климатических

10.1.1. Защита от воздействия высоких

10.1.2. Защита от воздействия низких

10.1.3. Вентиляция и кондиционирование .

10.1.4. Отопление помещений.

10.3. Водоподготовка и водопользование.

10.4. Требования к пищевым продуктам .

Вопросы и задания для самоконтроля .

Глава 11. Защита человека от опасностей

технических систем и технологий .

11.1. Защита от выбросов токсичных веществ

в атмосферный воздух помещений.

11.2. Защита от вибраций.

11.3. Защита от акустических воздействий .

11.4. Защита от неионизирующих

электромагнитных полей и излучений.

11.5. Защита от электромагнитных полей

и излучений оптического диапазона.

11.5.1. Защита от инфракрасного излучения.

11.5.2. Защита от лазерного излучения .

11.5.3. Защита от ультрафиолетового излучения .

11.6. Защита от ионизирующих излучений.

11.7. Защита пользователей компьютерной

11.8. Технические способы и средства обеспечения

11.9. Защита от механического травмирования.

Вопросы и задания для самоконтроля .

Глава 12. Минимизация антропогенных опасностей.

12.1. Обучение и инструктаж.

12.2. Подготовка операторов .

12.3. Организация безопасного трудового процесса .

12.4. Особенности безопасной трудовой

деятельности женщин и подростков .

Вопросы и задания для самоконтроля .

Глава 13. Защита урбанизированных территорий

и природных зон от опасного воздействия

13.1. Защита атмосферного воздуха от выбросов.

13.2. Защита гидросферы от стоков .

13.3. Защита земель и почвы от загрязнения.

13.4. Защита от радиоактивных отходов .

Вопросы и задания для самоконтроля .

Глава 14. Защита от техногенных чрезвычайных

14.1. Общие меры защиты.

14.2. Защита от пожаров и взрывов.

14.2.1. Защита на пожароопасных объектах .

14.2.2. Защита на взрывоопасных объектах.

14.2.3. Методология оценки пожаро-,

взрывоопасности помещений и зданий.

14.3. Защита на химически опасных объектах .

14.4. Защита на радиационно опасных объектах.

Вопросы и задания для самоконтроля .

Глава 15. Защита от стихийных явлений .

Вопросы и задания для самоконтроля .

Глава 16. Защита от терроризма.

Вопросы и задания для самоконтроля .

Глава 17. Защита от глобальных воздействий.

Вопросы и задания для самоконтроля .

Контроль и управление в БЖД и ЗОС

Глава 18. Мониторинг и контроль опасностей .

18.1. Мониторинг окружающей среды .

18.2. Мониторинг источника опасностей .

18.3. Мониторинг здоровья работающих

Вопросы и задания для самоконтроля .

Глава 19. Государственное управление

19.1. Структура управления .

19.2. Безопасность труда.

19.3. Охрана окружающей среды.

19.4. Защита в чрезвычайных ситуациях .

19.5. Международное сотрудничество.

Вопросы и задания для самоконтроля .

Стремление человека защищать свою жизнь является его естественной потребностью. К сожалению, окружающий человека мир оказывает на него не только позитивное, но и довольно часто негативное влияние, которое отрицательно сказывается на здоровье и продолжительности жизни человека.

Негативные воздействия окружающего мира вечны. Они оказывали и оказывают отрицательное влияние на человека со дня его появления на Земле и до наших дней. Естественной реакцией человека на негативные воздействия является его постоянная защита себя и окружающей его среды от опасностей.

В конце ХХ в. с этой целью человек разработал и широко использует приемы и средства своей защиты. В этот период возникли учения о безопасности жизнедеятельности (БЖД) человека и защите окружающей среды (ЗОС).

Однако уже сегодня, в начале XXI в., со всей очевидностью стало ясно, что эти два научно-практических направления

в основном решают одну задачу — защиту человека и природы от негативного воздействия современной, искусственно созданной человеком среды обитания — техносферы.

В этих условиях радикальным защитным эффектом как по отношению к человеку, так и по отношению к природе становится научно-практическая деятельность человека, направленная на создание высококачественной комфортной и травмобезопасной техносферы во всех видах ее проявления —

в сфере производства, бытовых, городских, региональных и межрегиональных формах.

Автор настоящего учебника предпринял попытку объединить в одно целое учения о БЖД и ЗОС с целью смещения основных акцентов защитной деятельности человека по отношению к себе и природе на защитную деятельность по созданию качественной техносферы. Сегодня это весьма актуально, поскольку в техносфере обитает большинство населения планеты и она, кроме того, губительно влияет на окружающую

ее природную среду. Новое учение о человеко- и природо-

защитной деятельности может быть определено как техносферная безопасность .

Основная цель научно-практической деятельности в области техносферной безопасности — создание комфортного жизненного пространства для человека, не оказывающего негативного влияния на природу.

Эта цель приоритетно может быть реализована за счет формирования и соблюдения нормативных требований к источникам опасностей, действующим в техносфере, и правильных компоновочных решений при ее создании, а при недостаточности этих решений — и за счет применения в техносфере специальных мер защиты человека и биосферы от опасностей.

К сожалению, полная реализация условий безопасности в техносфере за счет усовершенствования действующих

в ней источников опасностей и ее рациональной компоновки на современном этапе развития техносферы практически недостижима, поэтому в учебнике читателю предлагаются и иные пути достижения безопасности человека и сохранения природы, связанные с применением специальных мер коллективного и индивидуального использования, а также рассматриваются организационные и управленческие решения в изучаемой области знаний.

При достижении поставленной цели оказалось возможным лишь частичное использование базисных положений науч- но-практической деятельности в БЖД и ЗОС, что потребовало от автора усилий, направленных на смещение акцентов

в область совершенствования источников опасностей и уменьшения или полной ликвидации зон их негативного влияния, а также на развитие концептуальных подходов к созданию комфортных и травмобезопасных техносферных зон.

Вопросы социальной безопасности (культура безопасности, основы здорового образа жизни, бережное отношение личности и общества к окружающему миру и т.п.) в учебнике рассмотрены лишь фрагментарно, поскольку они изучаются в средней школе в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебник рассчитан на студентов вузов России, обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавров. Изучение дисциплины целесообразно проводить на завершающем этапе подготовки бакалавров (на 3—4 курсах обучения), поскольку для достижения наилучшего усвоения знаний по техносферной безопасности студент должен владеть знаниями по физике,


Статьи по теме