Учебные Проекты по Математике 5 Класс

Учебные Проекты по Математике 5 Класс.rar
Закачек 1422
Средняя скорость 6197 Kb/s

В данной разработке систематизированны типы проектов, критерии оценки, этапы работы. Так же приведены примерные темы проектов и творческих работ по математике для учащихся 5 класса.

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе проектной деятельности. Для учителя математики важным в данном методе является :

  1. в процессе работы над учебным проектом у школьников формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем
  2. зарождаются основы системного мышления
  3. развиваются творческие способности, воображение, фантазия
  4. воспитывается целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться по ситуации
  5. происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.

В будущем наше общество будет заинтересованно в гражданах, которые умеют самостоятельно думать, решать разнообразные проблемы, обладают творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками.

Проект учащегося- это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Работа над проектом проводится поэтапно.

Этапы работы над проектом:

  1. подготовительный (определение темы и целей проекта, подбор рабочей группы)
  2. аналитический ( определение источников необходимой информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления результатов, распределение обязанностей между членами рабочей группы)
  3. практический ( сбор и уточнение информации-интервью, опросы, наблюдения, эксперимент ; выбор оптимального варианта хода проекта, поэтапное выполнение исследовательских задач)
  4. презентационный ( планирование презентации и подготовка презентационных материалов; защита проекта- включает в себя демонстрацию результатов исследовательской деятельности, предложения по разрешению проблем)
  5. контрольный (оценивание планирования процесса, деятельности; самооценку; определение уровня знаний предмета; анализ выполнения проекта, достигнутых результатов )

Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:

  1. практические задания ( измерения, разрезания, сгибания, рисование…)
  2. практические задачи ( задачи прикладного характера)
  3. проблемные (ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы)
  4. теоретические (задания на поиск и конспектирование информации, её анализ, обобщение )
  5. изготовление наглядных пособий по геометрии ( из любого материала: ткань, картон, бумага и т.д.)

Деятельность учащихся в рамках предполагаемого объекта обеспечивает им возможность пройти все этапы формирования умственной деятельности. Дети не боятся совершить ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательств и решения задач, стараются найти несколько решений.

Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника.

Проанализировать успешность этого результата можно с помощью анкеты

1. Нравится ли тебе заниматься проектной деятельностью?

2 . Умеешь ли ты ставить цели и задачи проекта?

3. Умеешь ли ты искать нужную информацию?

Б) не всегда получается

4. Можешь ли ты составить план своей деятельности?

Б) могу с затруднениями

5. Легко ли тебе общаться с коллегами по группе?

6. Боишься ли ты публично выступать при защите проекта?

Типы проектов могут быть разными . В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям.

  • Автор У.Х.Килпатрик ( по виду целевой установки)
  1. созидательный( цель- практическое выполнение и использование)
  2. потребительский (цель-развитие потребительских качеств личности)
  3. интеллектуальный ( цель- развитие мышления)
  4. проект-упражнение ( направленное на выработку определенных умений и навыков)
  • По длительности проекта
  1. долгосрочный
  2. среднесрочный
  3. краткосрочный
  • Н.В. Матяш ( по уровню сложности проектных заданий)
  1. репродуктивные задания на воспроизведение по образцу
  2. поисковые задания
  3. творческие задания, направленные на создание новых объектов
  • По содержанию
  1. проекты для решения конструктивно-технических задач
  2. проекты для разработки новых видов технологий
  3. проекты как решение задач производственно-коммерческого характера
  4. пректы как решение дизайн-задач

Критерии оценки оформления и выполнения проекта:

  1. актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы
  2. объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию
  3. уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
  4. аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость
  5. качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий

При защите проекта оценивается:

  1. качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность
  2. объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи
  3. педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимания аудитории
  4. ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы
  5. деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность

Примерные темы проектов и творческих работ

по математике для 5 класса:

(в которых предполагаются исследования, связанные с обыкновенными и десятичными дробями, с площадью и объемом простейших геометрических фигур, процентами)

  1. Магия чисел
  2. Почему нельзя делить на ноль?
  3. Системы счисления
  4. Цифры разных народов мира
  5. Русские учителя С.А. Рачинский и Л.Ф.Магницкий и их « Арифметика»
  6. Старинные меры ( русские и зарубежные)
  7. Сумма углов треугольника на плоскости
  8. Совершенные числа
  9. « Поход в . »
  10. Четыре действия математики
  11. Древние меры длины
  12. Возникновение чисел
  13. « Правильное питание на один день»
  14. Магические квадраты
  15. Из истории возникновения обыкновенных дробей
  16. Старинные задачи с обыкновенными дробями
  17. Занимательные задачи с обыкновенными дробями
  18. История геометрических инструментов
  19. История возникновения геометрии
  20. Геометрические сказки
  21. Биографии великих геометров
  22. Геометрия в архитектуре и искусстве
  23. Геометрия и мода
  24. В мире процентов
  25. Задачи на проценты в жизни человека
  26. Задачи с экономическим содержанием в 5 классе
  27. Зарождение и распространение понятия « проценты»
  28. Процентные вычисления и расчеты
  29. Проценты в современном мире
  30. Путешествие в страну процентов
  31. Значение числа в судьбе человека
  32. Из истории числа ноль
  33. Искусство отгадывать числа
  34. Комбинаторика в лоскутной техники
  35. Математика в живописи
  36. Оригами и математика
  37. Орнамент- отпечаток души народа
  38. Ох, уж эти дроби!
  39. Ох, уж эти проценты!
  40. Фигурные числа ( история возникновения чисел)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оглавление I. Вводная часть 1. Актуальность ИР (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их п.

При изучении школьного курса математики, как при строительстве любого здания, важен основательный, фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же врем.

В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся.

В презентации представлен практический опыт работы кружка «Нитяная геометрия» МБОУ «Ольховская СШ». Изучение элементов геометрии, через освоение техники изонить, действенный способ обучения мате.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе проектной деятельности. Проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативно.

Выполнение учебных проектов с прикладным содержанием — одна из содержательно-дидактических линий современного школьного курса математики с учётом ФГОС. Проект учащегося — это дидактическое средст.

Выступление на районном МО учителей математики.

Актуальность проекта — создание математических сказок развивает математическое творчество, способствует формированию математических понятий, что является необходимым условием успешной учебы. Создание сказки позволяет привить вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствуют развитию математического мышления, и стимулируют мыслительный процесс.

Просмотр содержимого документа
«Проект по математике 5 класс «Математические сказки»»

«Ярмарка учебных проектов»

Выполнили ученики 5 класса

Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Бестужевская средняя общеобразовательная школа» Устьянского района

Истомина Екатерина, Нецветаева Елена, Нецветаева Светлана

Научный руководитель – учитель математики Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Бестужевская средняя общеобразовательная школа» Устьянского района

Илатовская Ирина Анатольевна

с. Строевское, 2015 год

Математика 5 класс

МБОУ «Бестужевская СОШ»

Илатовская Ирина Анатольевна

Истомина Екатерина, Нецветаева Елена, Нецветаева Светлана

Сроки начала и окончания проекта.

Январь 2015 года — апрель 2015года

Деятельность по разработке и реализации Проекта

Актуальность проекта — создание математических сказок развивает математическое творчество, способствует формированию математических понятий, что является необходимым условием успешной учебы. Создание сказки позволяет привить вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствуют развитию математического мышления, и стимулируют мыслительный процесс.

1. Существуют ли математические сказки?

2. Кто их составляет?

3. Можно ли самим придумать такую сказку?

Сочинение математических сказок

Шаги (действия по решению задач):

Необходимые ресурсы и источники

1. Собрать информацию о сказках.

1. Чтение статей на Интернет-сайтах.

Интернет-ресурсы, книги, компьютер.

2.Изучить структуру сказки.

1. Прочитана литература и статьи

3. Найти советы, рекомендации, как сочинить математическую сказку.

1. Изучена литература.

2. Самостоятельно составили схему написания математической сказки.

4. Сочинить несколько математических сказок и оформить книгу.

1. Сочинение сказок по теме проекта.

Учебник математики, бумага, картон, краски, и пр.

Краткое описание выполненного проекта

После выбора темы проекта мы приступили к сбору информации о сказках¸ их видах, структуре, ознакомились с математическими сказками других авторов. После этого сочинили сказки по темам курса математики 5 класса и оформили книгу с нашими сказками.

Книга математических сказок

Эффективность работы над проектом

Создание собственных сказок, развитие творческих способностей

Мало информации о математических сказках, приходилось додумываться до всего самим.

Перспективы развития проекта

В перспективе работу по проекту продолжить в следующем году и сочинить сказки о математических понятиях, изучаемых в курсе математики 6 класса.

Список используемой литературы, ресурсов, оборудования

Лопатина А., Скребцова М. Сказочная математика Москва амрита – Русь 2009.

Арутунян Е. Б., Левитас Г. Г. Сказки по математике Москва Высшая школа 1994

Кривин Ф. Ученые сказки Карпаты 1968

Много разных сказок есть на свете. Их любят дети и взрослые. Однажды на уроке математики мы услышали необычную сказку о числах. Нас очень заинтересовало: есть ли еще такие сказки? Кто их сочиняет? Как самим придумать такую сказку? Это и определило тему нашего проекта: «Математические сказки». Мы выбрали эту тему потому, что хотели себя попробовать в роли сказочника – сочинителя, хотели показать одноклассникам и другим ребятам, что серьезная наука математика, может быть увлекательной. В начале нашего исследования возникла проблема:

1. Существуют ли математические сказки?

2. Кто их составляет?

3. Можно ли самим придумать такую сказку?

Поиски ответа на эти вопросы определило цель нашей работы – сочинение математических сказок. Проектным продуктом будет — книжка с математическими сказками для пятиклассников. Перед собой мы поставил следующие задачи:

Проанализировать литературу по данной теме.

Найти советы, рекомендации, как сочинить математическую сказку.

Сочинить несколько математических сказок и оформить книгу.

После выбора темы проекта мы приступили к сбору информации. Мы посетили библиотеку в нашей школе и ознакомились с необходимой литературой. Сначала мы узнали, что такое сказка. Сказка — произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей. Сказки могут быть народные и литературные.

Сказка народная — жанр письменного и устного народного творчества: рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Народные сказки считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте определенного народа. Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям. Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и ложью.

Сказка литературная — сказка тесно связанная с народной сказкой, но принадлежит конкретному автору. Обычно авторское произведение является субъективной обработкой народного сюжета, однако и новые истории встречаются довольно часто. Народная сказка исторически предшествует литературной.

Затем нашли материал о структуре сказки. Вот что мы узнали о структуре народной сказки. Русская народная сказка делится на три части. Начинается сказка с зачина. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку. Например, «жил — был старик, и было у него три сына…”- и все мы понимаем, что началась сказка. Далее следуют сказочные события. В сказках существуют троекратные повторы каких-нибудь событий, испытаний главного героя. Но вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка. Например, «тут уж ждать да рассуждать долго не стали – весёлым пирком да за свадебку» или « и стали они в добре поживать, лиха не знавать». Иногда рассказчик обращается к присказке. Присказка – это короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад. Например: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

Мы поняли, что математические сказки отличаются от народных и литературных. Познакомились с математическими сказками других авторов. В основном сказки, которые мы нашли, составлены школьниками, но есть и книги с математическими сказками. «Сказочная математика» авторы А. Лопатина, М. Скребцова, «Ученые сказки» Феликса Кривина. Стали искать ответы на вопросы: Кто может быть героем математической сказки? Чем она отличается от литературной или народной сказки? Мы узнали, что героями математической сказки могут быть: фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник и т. д.), цифры и числа. Кроме того героями математических сказок могут стать чертежные инструменты и письменные принадлежности — линейка, циркуль, ручки, карандаши. Структуры математической сказки в отличие от обычной мы не нашли, но выяснили, что в содержание такой сказки обязательно закладывается математическое понятие или свойство. На одном из сайтов мы прочитали требования к математической сказке. Мы обдумали их и сформулировали по-своему, и получилось следующее:
1. В сюжетную линию необходимо закладывать математическое понятие или свойство понятия.
2.Соблюдать последовательность и логичность сюжета.
3.Стараться, чтобы сюжет был законченным.
4. Сюжет должен иметь свою оригинальность.

Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной речью и математическими понятиями. Мы завершили работу тем, что сочинили несколько сказок, нарисовали к ним иллюстрации, подобрал готовые картинки. В ходе работы мы столкнулись с трудностями в поиске материала о том, как сочинять математическую сказку. На практике было очень трудно придумывать сюжет, чтобы он не повторялся в других уже существующих сказках.

Оценка деятельности каждого участника проектной группы

1 Темы проектов по математике для 5 класса Алгебраические дроби. В мире процентов. В стране рыцарей и лжецов. Виды уравнений, решаемые в 5-м классе. Возникновение чисел. Вокруг обыкновенных дробей. Графический способ умножения чисел Действия с десятичными дробями. Долг и дроби. Древние меры длины. Единицы измерения, их история. Метрическая система мер. Задания для развития математических способностей в 5-м классе. Задачи на движение Задачи на проценты Задачи на проценты в жизни человека. Задачи с дробями с сюжетами из сказок. Задачи с экономическим содержанием в 5 классе. Занимательные задачи по теме «Обыкновенные дроби». Зарождение и распространение понятия «проценты». Значение числа в судьбе человека. Из истории арифметических действий. Из истории числа 0. Информационные модели задач на проценты. Искусство отгадывать числа. История обыкновенных дробей. История счетов История возникновения счета Комбинаторика в лоскутной технике. Королевство десятичных дробей. Любимое село в задачах. Магические квадраты. Математика в живописи. Математические и лингвистические особенности палиндромов. Международные меры объѐма. Не стоит огорчаться проценты в этом убедят. Обыкновенная дробь. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Обыкновенные дроби. Олимпиадные задачи для 5-х классов. Оригами и математика Орнамент отпечаток души народа. Понятие «дроби». История изучения. Практическое применение процентов в нашей жизни. Приемы решений задач на проценты. Применение процентов в жизни. Процентные вычисления и расчеты. Процентные расчеты на каждый день. Проценты в нашей жизни. Проценты в современном мире. Проценты вокруг нас Проценты и дроби.

2 Проценты. Способы решения задач. Путешествие в страну дроби. Путешествие в страну процентов. Путешествие на планету дробей. Раскрытие скобок. Решение задач на проценты. Решение задач на дроби Совершенные числа Совершенство совершенных чисел. Старинные задачи на дроби. Старинные русские задачи на дроби. Старинные русские меры или старинная математика. Системы счисления Сумма углов треугольника на плоскости и на конусе Счеты древних цивилизаций Такие разные и одинаковые счѐты. Цифры у разных народов мира. Четыре действия математики. Числа Мерсенна. Темы проектов по математике для 6 класса Авторские задачи для учащихся 6-го класса по теме «Проценты». Алгебра в арифметике. Арифметика Магницкого Астрология на координатной плоскости Влияние математических действий на аликвоты Веселые математические задачки Геометрия в национальном костюме народов России. Действительные числа. Делимость чисел Делимость чисел и метод подобия. Делимость чисел. Принцип Дирихле. Десятичные дроби Десятичные дроби и действия над десятичными дробями. Дроби и единицы измерения. Дроби и проценты Дроби. Сравнение дробей. Египетские дроби Его величество процент. Загадочный мир пропорций! Задачи на делимость чисел. Задачи на десятичную запись числа. Задачи на переливание жидкости Задачи о четных и нечетных числах. Занимательная математика. Занимательные задачи по математике для учащихся 6-х классов. Золотая пропорция Золотое сечение высшее совершенство. Золотое сечение в математике. Знаменитые задачи древности. Трисекция угла. Из истории возникновения математических знаков и символов.

3 Иллюстрации и решения занимательных задач по математике для учеников 6-го класса. Исследование признаков делимости чисел История календаря. История модуля История Москвы в задачах. Как люди научились считать? Как с помощью НОК и НОД решаются разнообразные и интересные задачи. Координатная плоскость и знаки зодиака Координатная плоскость и шахматы Координатная плоскость в рисунках. Кратные числа Леонид Филиппович Магницкий. Летопись открытий в мире чисел и фигур. Магический квадрат магия или наука Магия чисел и знаков. Магические числа Масштаб и его применение. Масштаб. Работа с компасом, GPS-навигация Математика на клетчатой бумаге Математическая модель вышивания на окружности. Математические головоломки. Меры времени. Метрическая система мер. Многоугольники. Модуль и его свойства Модуль числа. «Модуль» пособие в помощь ученику. Наименьшее общее кратное взаимно простых чисел. Начальные понятия теории чисел для шестиклассников. Начальные сведения о модуле. НОД и НОК и их практическое применение. НОД и НОК при решении задач. Орнаментальное и геометрическое искусство М. Эшера. Откуда возникла геометрия? Отрицательные и положительные числа. По жизни с дробями Положительные и отрицательные числа вокруг нас. Приемы быстрого счета. Приемы удобного счета. Признаки делимости многозначных чисел на однозначное число. Признаки делимости натуральных чисел на числа от 2 до 25 и на 50. Признаки делимости натуральных чисел. Признаки делимости чисел. Применение признаков делимости при решении задач. Принцип Дирихле. Про любовь к математике и отрицательные числа. Пропорции. Пропорция в жизни человека. Пропорция в работах великого Леонардо да Винчи. Пропорция и золотое сечение. Простые и составные числа. Решето Эратосфена.

4 Связь НОК и НОД. Секрет происхождения арабских цифр Системы счисления. Системы счисления разных цивилизаций Сложение дробей с разными знаменателями. Сокращение дробей Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сравнения как метод исследования делимости натуральных чисел. Старинные задачи на дроби Старинные задачи на составление уравнений. Старинные задачи. Старинные математические задачи Теория вероятностей в задачах. Теория делимости Треугольные числа. Трудные задачи на движение. Трудные задачи на на работу. Удивительный мир периодических дробей. Уравнения с одной переменной. Числа знакомые и незнакомые. Числа и их делимость. Эти «непростые» простые числа. Темы проектов по математике для 7 класса Аналитические методы решения систем уравнений. «Божественная пропорция» (о возникновении учения об отношении и пропорциях, об использовании ее в архитектуре и в искусстве). Великие математики. Волшебные построения магических прямоугольников. Виды симметрии. Симметрия в архитектуре и жизни. Влияние чисел на события жизни: вымысел или реальность? (на примере чисел 7 и 13). Геометрия и другие науки. Геометрия формул Графики линейной функции и их применение в решении текстовых задач на движение. Графический метод решения систем уравнений. Действия с многочленами. Деление во множестве многочленов Животные на координатной плоскости. Знакомые и незнакомые формулы сокращенного умножения и их применение при решении задач. Знакомый и незнакомый модуль. Золотое сечение гармоничная пропорция. Избыток и недостаток Изготовление снежинок из бумаги. Изготовление центрально-симметричных фигур из бумаги. Квадратные уравнения Линейная функция Математическая модель игры «Мафия». Математика в поэзии Математические художества. Мой край в координатах

5 Нестандартные задачи по алгебре. Нестандартные задачи по геометрии. О происхождении некоторых геометрических терминов и понятий. О представимости натуральных чисел в виде линейной комбинации с целыми коэффициентами. От абака до компьютера. Периодическая дробь мне улыбнулась. Подсчѐт числа пронумерованных деревьев. Последние цифры степеней Построение графиков функций. Построение угла, содержащего целое количество градусов. Правильные многогранники Преобразование графиков функции Применение равенства треугольников при измерительных работах. Применение симметрических многочленов для решения задач школьного курса математики. Принцип Дирихле в задачах. Принцип Дирихле и его применение. Проблема поиска корней многочленов. Произведение двух многочленов Проценты в прошлом и в настоящем времени. Различные алгоритмы нахождения НОД натуральных чисел. Различные развертки куба Решение задач с экономическим содержанием на проценты. Решение систем линейных уравнений Рисуем в координатной плоскости. Рисуем по координатам. Свойства степени Складные квадраты Страна треугольников. Симметричные многочлены от двух переменных. Треугольник Паскаля Функции и их графики Цепные дроби Числа-гиганты Числа Фибоначчи Числа Фибоначчи — миф или реальность? Числа Фибоначчи в жизни. Числа Фибоначчи. Практическое применение.


Статьи по теме