Власов Большой Энциклопедический Словарь Изобразительного Искусства

Власов Большой Энциклопедический Словарь Изобразительного Искусства.rar
Закачек 2621
Средняя скорость 1596 Kb/s

Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства

Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. /В. Г. Власов. — СПб.: Азбука-классика, 2004—2010. — ISBN 5-352-01119-4 (в пер.).
Т. 8: Р — С. — 2008. — 843 с.: ил. — ISBN 978-5-352-02228-3.
Т. 9: Ск — У. — 2008. — 765 с.: ил. — ISBN 978-5-91181-919-4.

Вновь возвращаюсь к словарю Виктора Власова по нескольким причинам. Во-первых, вос­хищает автор, осуществивший свой грандиозный замысел (он же подобрал иллюстрации, ему же принадлежат многочисленные рисунки в тексте). Во-вторых, нельзя не приветствовать издательский дом «Азбука-классика», взявшийся за книжное воплощение словаря и проделавший это в короткие сроки (осталось выпустить завершающий том) и с высоким полиграфическим качеством. Можно, разумеется, сожалеть, что большинство многочисленных иллюстраций не цветные, а черно-белые, но надо быть реалистами. И по своему замыслу, и по содержанию труд Виктора Георгиевича Власова имеет явный просветительский характер, а при сложившихся ценах на книги цена комплекта и в нынешнем исполнении тянет на сумму, значительную даже для библиотек.

Но назову «в-третьих». Листая том за томом труд Власова, пользуясь изданием уже несколько лет, должен заметить, что помимо сугубо информационной помощи чувствую и силу авторской воли, энергию его принципов отбора материала, направленность его поиска. Представляется, что Власов занимался единственно плодотворным делом: готовил такую книгу, которой ему самому не хватало в жизни, делал словарь для себя. Он выступает хранителем удивительного музея мирового искусства, подчеркну, не только изобразительного. Вроде бы просматривалась опасность — такой хранитель-индивидуал что хочет, то и покажет, а нелюбимое задвинет подальше. Но словарная объективность выдерживается на самом достойном уровне. По своим узким научным интересам специалист по петровскому барокко, а также автор трехтомника «Стили в искусстве», Власов утверждает в своём начинании принципы подлинного художественного вкуса.

Вот злободневный пример. Недавно благодаря усилиям историков, подвизающихся на педагогической ниве, мы узнали, что в нашей стране вроде бы и не существовал один из самых жестоких тоталитарных режимов за всю историю человечества. Наверное, это не единственные открытия чудные, заготовленные для юного поколения держащими власть посткоммунистами-«просветителями» (еще плодоносить способно чрево, которое вынашивало гада — это не «Дракон» Шварца, а Брехт в переводе Е. Г. Эткинда, если кто забыл), но за читателей труда В. Г. Власова я спокоен. В словаре целый комплекс статей, в которых с эстетическим изяществом и прокурорской убедительностью показаны и тоталитарная суть большевизма, и его практика управления искусством (см. статьи «Агитационное искусст­во», «План монументальной пропаганды», «Советский ампир», «Со­циалистический реализм» и мн. др.). В этих статьях, к слову, проявляется одно из существенных отличий и достоинств словаря: излагая факты, Власов даже интонационно постоянно напоминает читателю, что речь идет не о каких-то застывших камнях и пыльных холстах, а о творческих выражениях человеческих чувств, не всегда благих, но всегда представляющих живой интерес, даже если они порождены омертвляющими идеями тоталитаризма. Вот что, например, пишет В. Г. Власов о проекте Дворца Советов: «Утопичность подобной идеи, обернувшейся фарсом в социальной жизни, в художественном отношении заключалась в том, что ирреальные символы пытались заключить в реальном пространстве и архитектурных формах, которые требовали функционального, конструктивного и технологического обоснования». И далее о сталинских «высотках»: «Образ «здания социализма» разбился на сотни осколков, размножился и распространился в пространстве. Идею, невыполнимую в границах одного здания, перенесли в поднебесье, превратили в архитектуру миража. Силуэты «высоток» призваны были изобразить «счастливое небо новой жизни» (архитектура стала изобразительным искусством!)». А в завершение статьи «Советский ампир» В. Г. Власов пишет о нынешних архитектурных предпочтениях нашей посткоммунистической влас­ти: «В 1990–2000-х гг. произошел но­вый поворот. В период идеологического и художественного кризиса постсоветского общества архитекторы, главным образом в Москве, стали проектировать и строить здания в стиле «нового ампира» (четвертого по счету). Вторичность, подражательность, бутафорность этой архитектуры, выглядящей особенно грубо в сравнении с памятниками подлинного Ампира, Классицизма и Барокко, также очевидна» (т. IX, с. 84, 86–87).

Должен подчеркнуть, что статьи в словаре Власова, освещающие политические стороны взаимоотношений искусства и власти, явно не главная ценность для автора. Они важны для всех нас, ибо на протяжении десятилетий тема «государство и художественное творчество» в подцензурной печати сколько-нибудь адекватно не осмысливалась. А для самого Власова, наверное, самыми дорогими и даже сердечными были статьи, где он пишет не о мутациях, а об эстетических вершинах изобразительного искусства, о шедеврах, о памятниках вечной красоты. Таковы, например, статьи «Торопец» — о памятниках архитектуры тверского городка, «Сфумато» — об особо мягкой живописной манере, «Розарий» — о типах композиций, изображающих Мадонну на фоне цветущего сада, — да, впрочем, большинство статей словаря уносят нас в мир вечно прекрасного…

В завершение должен назвать и «в-четвертых». По мере выхода словаря Власова все острее начинаю ощущать, насколько не хватает подобного издания по истории и теории литературы, словесности. Конечно, материалы многих статей у Власова — прекрасное подспорье для подготовки уроков по литературе (особая ценность — статьи по разряду «искусство и религия»), но все же проблема специализированного издания остается.

Когда выход десятитомника будет завершен, надо бы вернуться к более широкому обсуждению проблем современной справочной литературы, ее форм, доступности и, разумеется, содержания.

Главная особенность новой работы В. Власова, автора снискавшего популярность трехтомного словаря «Стили в искусстве» (издательство «КОЛЬНА», 1995-1997), состоит в том, чтопредмет искусства понимается в ней много шире, чем это принято в академической традиции. Автор стремится объединить термины философии, эстетики, истории искусстваразных видов и жанров, рассмотреть обстоятельства создания отдельных памятников архитектуры, произведений живописи, графики, скульптуры, декоративного и прикладного искусства через слово — через этимологию, имена мифологических персонажей, исторических лиц и литературных героев, наименования тем и сюжетов. В словаре приводятся сведения о художественных направлениях и стилях, городах-музеях; разъясняется античная и христианская иконография; объясняются профессиональные термины, названия архитектурных деталей, технические приемы работы в живописи и рисунке, использования красок, способы отливки из бронзы и чеканки по серебру, росписи фарфораи тканей. .

Издательство: «ЛИТА» (2000)

Формат: 70×100/16, 880 стр.

ISBN: 5-93363-003-9, 5-93363-002-0

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

Энциклопедический словарь — Энциклопедия (новолат. encyclopaedia (не ранее XVI века) от др. греч. ἐγκύκλιος παιδεία «обучение в полном круге», κύκλος круг и παιδεία обучение) редко Циклопедия (новолат. cyclopaedia др. греч … Википедия

Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Архитектура Санкт-Петербурга — Архитектура Санкт Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт Петербург стал первым… … Википедия

Гобелен — … Википедия

Библейские денежные единицы — «Изгнание торгующих из храма». Николай Хабершрак, середина XV века Библейские денежные единицы ближневосточные, древнегреческие, древнеримские и другие … Википедия

Энциклопедия — (новолат. encyclopaedia (не ранее XVI века) от др. греч. ἐγκύκλιος παιδεία «обучение в полном круге», κύκλος круг и παιδεία обучение/пайдейя) приведённое в систему об … Википедия

Универсальная энциклопедия — Энциклопедия (новолат. encyclopaedia (не ранее XVI века) от др. греч. ἐγκύκλιος παιδεία «обучение в полном круге», κύκλος круг и παιδεία обучение) редко Циклопедия (новолат. cyclopaedia др. греч … Википедия

Универсальные энциклопедии — Энциклопедия (новолат. encyclopaedia (не ранее XVI века) от др. греч. ἐγκύκλιος παιδεία «обучение в полном круге», κύκλος круг и παιδεία обучение) редко Циклопедия (новолат. cyclopaedia др. греч … Википедия

Циклопедия — Энциклопедия (новолат. encyclopaedia (не ранее XVI века) от др. греч. ἐγκύκλιος παιδεία «обучение в полном круге», κύκλος круг и παιδεία обучение) редко Циклопедия (новолат. cyclopaedia др. греч … Википедия

Энциклопедист — Энциклопедия (новолат. encyclopaedia (не ранее XVI века) от др. греч. ἐγκύκλιος παιδεία «обучение в полном круге», κύκλος круг и παιδεία обучение) редко Циклопедия (новолат. cyclopaedia др. греч … Википедия

Энциклопедисты — Энциклопедия (новолат. encyclopaedia (не ранее XVI века) от др. греч. ἐγκύκλιος παιδεία «обучение в полном круге», κύκλος круг и παιδεία обучение) редко Циклопедия (новолат. cyclopaedia др. греч … Википедия

Ви́ктор Гео́ргиевич Вла́сов (род. 23 января 1947 года, Ленинград, СССР) — советский и российский искусствовед и художник-график. Доктор искусствоведения, профессор.

Родился в 1947 году в Ленинграде [1] . Родители: Власов Георгий Георгиевич (1911—1994)— инженер-изобретатель, Власова Лидия Григорьевна (1921—2000)— библиотекарь.

Учился живописи и рисунку в студиях Г. Я. Длугача, М. А. Канеева, В. И. Суворова. В 1962—1965 годах в художественной школе № 190.

В 1970 году окончил с отличием факультет декоративно-прикладного искусства Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной [1] [2] . Ученик П. И. Пуко, К. М. Митрофанова, В. С. Васильковского, В. Ф. Маркова, Ф. С. Энтелиса, Е. Н. Лазарева [3] . В ЛВХПУ им. В. И. Мухиной разработал оригинальную программу курса рисунка, следуя концепции профессора С. А. Петрова, созданной на основе «теории двух установок зрения» Д. Н. Кардовского и Н. Э. Радлова. Закончил аспирантуру, в 1989 году в МВХПУ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Исследование взаимосвязи рисунка и композиции в художественной керамике и стекле» [2] . Занимался музыкой, изучал историю джаза.

С 1972 года Власов преподавал в разных вузах Санкт-Петербурга рисунок, живопись, графику, теорию и практику композиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, историю и теорию архитектуры, историю и теорию декоративно-прикладного искусства и дизайна, теорию художественных стилей [1] .

В 1992—2002 годах — на кафедре искусствоведения и методики преподавания изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена. Разработал и внедрил оригинальную программу преподавания истории и теории декоративно-прикладного искусства [1] .

Читал лекции в Италии [1] .

В 2009 году в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения по теме «Теоретико-методологические концепции искусства и терминология дизайна». Научный консультант — доктор искусствоведения, профессор Э. М. Глинтерник [1] [2] .

В 2011—2014 годах профессор кафедры истории и теории дизайна и медиакоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, ведущий научный сотрудник лаборатории технической эстетики, дизайна и рекламы.

Заместитель председателя Диссертационного совета Д 212.232.55 по специальности 17.00.09 — теория и история искусства. Член нескольких диссертационных и экспертных советов [1] . Руководитель аспирантской образовательной программы СПбГУ по специальности 17.00.09 — теория и история искусства.

Член Союза художников России и Международной ассоциации искусствоведов. [4] [5] . Участник многих семинаров, конференций и творческих практикумов. Член научной комиссии исторического факультета СПбГУ (2009—2017). Участник Федеральной целевой программы «Культура России 2012—2018 годы» [1] .

Область научных интересов: методология искусствознания, история и теория архитектуры, памятники раннехристианского искусства на территории Италии, теория формообразования и композиции в изобразительном искусстве и дизайне [1] .

Власов первым в отечественном искусствознании создал многотомный авторский энциклопедический словарь изобразительного искусства. В этом словаре предмет искусства понимается много шире, чем принято в академической традиции. Термины философии, эстетики, всеобщей истории, истории и теории искусства разных эпох, видов и жанров трактуются не только этимологически, но и в широком культурологическом контексте: через имена мифологических персонажей и исторических лиц, литературные сюжеты, описания, цитаты, аллюзии. Власов сопоставляет в одной статье исторические сведения, суждения современников, мнения писателей, поэтов, философов. Высказывает собственные объяснения. Свою методологию автор называет параискусствознанием и трансморфологическим подходом.

Автор более 100 научных и научно-методических работ [6] .

Жена — Лукина Наталия Юрьевна, библиограф, многопрофильный редактор-переводчик. Имеет опыт работы с научной, художественной и научно-популярной литературой, владеет итальянским языком. Ведущий редактор и руководитель проекта «Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства». Автор ряда публикаций в газетах и журналах на темы современной литературы. Соавтор словаря терминов «Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм» [2] .

Работал в Графическом комбинате ХФ РСФСР в области графического дизайна и эстампа. Участвовал во многих художественных выставках, в том числе персональных, в Париже, Лондоне, Манчестере. Живописные и графические произведения В. Г. Власова находятся в российских и зарубежных музеях, галереях и частных собраниях [1] .


Статьи по теме