Внешняя Политика и Дипломатия Российской Федерации Учебник

Внешняя Политика и Дипломатия Российской Федерации Учебник.rar
Закачек 671
Средняя скорость 8817 Kb/s

Внешняя политика Российской Федерации

1. Приоритеты внешней политики России

1.1. Изменение геополитической ситуации в мире и место России в ней . После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для Российской Федерации. Глубокие изменения геополитической и геостратегической обстановки потребовали переосмыслить роль и место России в системе международных отношений.

А). Ослабление позиций России на международной арене. В новой геополитической ситуации Россия столкнулась с большим количеством проблем. С сокращением экономического потенциала значительно пострадала обороноспособность страны. Россия оказалась отодвинута на северо-восток, вглубь Евразийского континента, потеряв при этом половину морских портов и торговый флот, прямой выход к мировым путям на Западе и на Юге. Российский флот лишился традиционных баз в Прибалтике, возник спорный вопрос с Украиной вокруг базирования Черноморского флота России в Севастополе. Бывшие республики СССР национализировали наиболее мощные ударные военные группировки, расположенные на их территории. Развалилась прежде единая система противовоздушной обороны. В июне 1994 г. завершился вывод российских войск из Германии. Россия лишилась союзников в Восточной и Центральной Европе.

Б). Основные направления внешней политики РФ . Перед Россией встала задача интеграции в мировой рынок и гармонизации политического курса с политикой ведущих мировых держав. После прекращения холодной войны заметно снизилась роль центрального противостояния, но одновременно возросла угроза региональных конфликтов, распространения оружия массового поражения и ракетных технологий. Вблизи границ СНГ образовался пояс нестабильных государств, что требовало особого внимания к отношениям со странами ближнего зарубежья.

2. Россия — Запад

2.1. Россия и США . Предпочтение во внешней политике продолжало сохраняться за западными странами, в первую очередь США. В конце 1991-начале 1992 г. Президентом России было заявлено о том, что ядерные ракеты не направлены на объекты США и других западных стран. В 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с объектов на территории друг друга — в ненаселенные районы Земли. В совместной декларации двух стран (Кэмп — Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание холодной войны и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения основаны на взаимном доверии и общей приверженности демократии и экономической свободе. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). Согласно Договору, к 2003 г. должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным Договором ОСНВ-1. Россия присоединилась также к Конвенции о запрещении химического оружия.

2.2. Российская дипломатия и НАТО. С ослаблением позиций РФ в странах Центральной и Восточной Европы российское руководство столкнулось с новой проблемой — расширением НАТО на восток. Российская дипломатия (во главе с министром иностранных дел в 1991-1996 гг. А.В. Козыревым) пыталась предотвратить вступление бывших членов ОВД, а также прибалтийских стран в НАТО. С этой целью она выступила с идеей предоставления странам Центральной Европы перекрестных гарантий безопасности как со стороны России, так и со стороны западноевропейских стран. Руководство Североатлантического союза, в свою очередь, объявило о промежуточном варианте сотрудничества с этими странами: без предоставления статуса полноправного члена НАТО они могли подписать программу Партнерство во имя мира. К лету 1994 г. ее подписали более 20 стран Центральной и Восточной Европы, включая членов СНГ. 22 июня 1994 г. к ней присоединилась Россия. Если в военной области партнерство развивается трудно, то в гражданских областях развитие рабочих отношений между Россией и НАТО развивается более успешно, в частности, в урегулировании кризисов, предотвращении распространения оружия массового поражения, борьбе с наркоманией, ликвидации последствий стихийных бедствий и др. Расширение НАТО на восток реанимирует ситуацию, аналогичную периоду холодной войны. Поэтому фактор НАТО во — многом определяет сегодня характер усилий России по созданию новой системы национальной обороны.

2.3. Экономическое сотрудничество с зарубежными странами

А). Западное направление как источник новых технологий и инвестиций, сбыта традиционных товаров оказалось главным во внешнеполитической стратегии России. В 1994 г. был ликвидирован КОКОМ — организация, осуществлявшая контроль за торговлей военными и двойными технологиями в соцстраны, что оказалось также чрезвычайно выгодным для России. В 1994 г. было принято решение о расширении семерки ведущих западных стран за счет России (при этом речь пока идет лишь об участии ее в выработке политических, но не экономических решений). Широкие возможности для равноправного экономического партнерства России с Западной Европой открыло соглашение о партнерстве, подписанное РФ с Европейским сообществом (ЕС) (июнь 1994 г., о. Корфу, Греция). Россия стала полноправным членом Международного Валютного Фонда (МВФ). На Западную Европу приходится 73% нашей задолженности и 80% полученной извне помощи. Кроме того, сегодня 40% российской внешней торговли приходится на ЕС — главного партнера по модернизации страны, в то время как доля Восточной Европы во внешнеэкономических связях РФ сократилась на 2/3, аобъем торговли со странами СНГ с 1991 по 1995 гг. уменьшился с 56 до 20%. Однако возможности получения от Запада новых экспортных или иных кредитов также сводятся на нет крупной задолженностью России, приближающейся к 90 млрд. долларов, и жесткими, зачастую невыполнимыми условиями кредиторов.

Б). Восточное направление выступает на современном этапе важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ. Здесь Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретает зона Азиатско-Тихоокеанского региона. В одного из основных торговых партнеров России в этом регионе превратился Китай. Существуют перспективы для развития традиционного сотрудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). Хотя в целом восточное направление российской внешней политики остается пока второстепенным.

3.1. Стратегические приоритеты

А). Объективная необходимость укрепления связей . Долгосрочным и неизменным элементом внешней политики являются стратегические приоритеты. В первую очередь, в сферу стратегических интересов России входят независимые государства СНГ. Отношения с ними имеют первостепенное значение как в политико-экономической, так и в военной сферах. В странах СНГ Россия имеет освоенные рынки, где промышленная продукция и технический опыт РФ могут найти наибольший спрос и сбыт. Кроме того, Россия ощущает потребность в максимально возможной синхронизации процессов реформ в РФ и странах ближнего зарубежья как предпосылки для возрождающейся интеграции.

Б). Трудности на пути сотрудничества . В отношениях со странами ближнего зарубежья российская дипломатия с самого начала столкнулась со многими трудностями: экономическая дезинтеграция, проблема формирования национальных армий и раздела собственности СССР, создания границ. Главной проблемой оставался невыгодный характер экономического сотрудничества в условиях перехода на мировые цены торговли энергоносителями. В 1992 г. начался вывод российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении (что обошлось России в 600 млн. долларов и 700 млрд. рублей). В отношениях России со странами Прибалтики остается спорным вопрос о правах проживающего там русскоязычного населения. В отношениях с Украиной — проблема статуса Севастополя и условий раздела Черноморского флота. Ситуация в этой области усугублялась также тем, что первые годы независимой России приоритет во внешнеполитической доктрине отдавался странам Запада, а не ближнего зарубежья. Лишь с приходом в конце 1995 г. в МИД нового министра иностранных дел Е.В. Примакова наметились видимые изменения во внешнеполитических ориентирах. После выборов президента (июнь 1996 г.) в составе российского правительства появляется должность министра по делам сотрудничества со странами СНГ (А.Г. Тулеев).

3.2. Пути и формы интеграции . В долговременной перспективе с учетом российских стратегических интересов экономический союз этих стран оказался более выгоден, чем сепаратизм. За 1992 г. было подписано свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. В начале 1993 г. был принят Устав СНГ (который подписали лишь 7 стран). Расширение военной интеграции в рамках СНГ, подтвержденное Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., рассматривается как одно из важнейших элементов укрепления национальной обороны и безопасности. Практическим шагом на пути интеграции стало подписание Договора о Содружестве суверенных республик России и Белоруссии (2 апрель 1996 г.). 2 апреля 1997 г. был подписан договор о Союзе России и Белоруссии, после чего в обеих странах развернулась дискуссия по Уставу союза России и Беларуси. На сегодня остаются нереализованными многие важные инициативы интеграции стран СНГ, в том числе по проекту евроазиатского экономического союза, Сообщества Суверенных Республик и др. Разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы служат серьезным препятствием на пути провозглашенного Содружества независимых республик.

Выводы: После 1991 года Российская Федерация получила международное признание наследницы СССР во внешней политике и подтвердила преемственность в отношении соглашений и договоренностей по контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу. Новое качество российско-американских отношений является на сегодня движущей силой перемен на международной арене. Однако обострившееся в современных условиях противоборство между ведущими торгово-промышленными центрами вытесняет Россию из всемирного разделения труда, сужает ее и без того ограниченные возможности на пути создания открытой экономики, интеграции в мировое хозяйство. Переориентация на Запад не привела к совершенствованию торгово-экономических отношений. Россия продолжает оставаться страной высокого инвестиционного риска.

Опять приходят и уходят поезда
Опять встают и засыпают города
Тебя не знаю я, еще не знаю я,
Мы не встречались никогда.
Еще ты голоса не слышал моего
И обо мне еще не знаешь ничего
Не знаешь глаз моих, не знаешь губ моих,
Не знаешь сердца моего.

В учебнике освещаются основные этапы формирования внешней политики России, ее стратегия и тактика на основных направлениях в 1992 — 2009 гг. Уделено особое внимание усилиям отечественной дипломатии по созданию мирного внешнего окружения, налаживанию конструктивных, равноправных и взаимовыгодных отношений с зарубежными государствами и другими акторами международной жизни. Предназначен для обучающихся по специальностям «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение».

Издательство: «Восточная книга (Восток-Запад, Муравей)» (2010)

См. также в других словарях:

Представители Российской Федерации при Ватикане — Представители Российской Федерации при Ватикане дипломатические представители Российской Федерации, в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла. В 1990 году СССР и Ватикан (Святой Престол) установили официальные отношения. Первый… … Википедия

Дипломатия России — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

Распад Российской империи и образование СССР — Распад Российской империи и образование СССР период российской истории с 1916 по 1923 (иногда по 1924[1]), характеризующийся процессами образования на территории бывшей Российской империи различных государственных образований[2],… … Википедия

Энергетическая дипломатия — в трактовке МИД РФ является одним из приоритетных направлений деятельности министерства [1]. Речь идёт об инструменте проведения внешней политики и методе регулирования международных отношений в энергетической сфере [2]: Сегодня этот род… … Википедия

Германия — (Deutschland) Государство Германия, история и развитие Германии, политическое и экономическое устройство Информация о государстве Германия, история возникновения и развития Германии, политическое и экономическое устройство Содержание… … Энциклопедия инвестора

Российско-бутанские отношения — Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Королевством Бутан не устанавливались. Содержание 1 Дипломатические встречи 2 Выставка «Буддизм в России» … Википедия

Дипломатические отношения Бутана — В настоящее время Королевство Бутан поддерживает дипломатические отношения с 48 государствами членами ООН, а также с наблюдателем при ООН: Европейский союз Из государств членов ООН Бутан не имеет дипломатических отношений со следующими… … Википедия

Дипломатические отношения Узбекистана — В настоящее время Республика Узбекистан поддерживает дипломатические отношения со 128 государствами членами ООН, а также с наблюдателями при ООН: Святой Престол субъект в статусе persona sui generis, владеющий собственной вспомогательной… … Википедия

Дипломатические отношения Казахстана — По состоянию на декабрь 2011 года Республика Казахстан поддерживает дипломатические отношения со 139 государствами членами ООН, а также с наблюдателями при ООН: Святой Престол субъект в статусе persona sui generis, владеющий собственной… … Википедия

Дипломатические отношения Армении — Республика Армения установила дипломатические отношения со 154 ныне существующими государствами членами ООН В настоящее время Армения поддерживает дипломатические отношения со 153 государствами членами ООН, а также с наблюдателями при ООН: Святой … Википедия

Факультет международных отношений СПбГУ — Факультет международных отношений Санкт Петербургский Государственный Университет Английское название School of International Relations, St. Petersburg State University Основан в 1994 Декан К.К. Худолей … Википедия

Геополитика: Учебное пособие

Геополитика — наука, изучающая связь природного пространства, которое человек осваивает в ходе своей жизнедеятельности с исторической судьбой того или иного народа, формами и содержанием его хозяйственной, политической и духовной жизни. Геополитика — синтетическая наука, она использует материал экономической теории, политологии, социологии, культурологии, социальной психологии и других дисциплин. Пособие включает материал по пяти темам: Геополитика: предмет, методы, функции; Основные идеи и принципы классиков геополитики; Современные геополитические теории и школы Запада; Русская школа геополитики; Россия в новой системе геополитических отношений, а также вопросы для повторения, литературу и перечень тем рефератов.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Современные международные отношения: Учебное пособие

Даны элементарные сведения о содержании и структуре теории международных отношений, освещается деятельность международных организаций, даются сведения о наиболее ярких и значимых событиях новейшей истории международных отношений. Пособие предназначено для студентов, изучающих социальные и политические науки.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Международная интеграция и международные организации: Учебное пособие

В пособии раскрыты основные элементы понятия интеграции и рассмотрены основные интеграционные теории и процессы. Проведен анализ функционирования важнейших интеграционных группировок Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Америки: ЕС, АТЭС, НАФТА, МЕРКОСУР и других. Особое внимание уделено международным интеграционным объединениям с участием России. Рассмотрена деятельность международных организаций: ООН, ОБСЕ, НАТО и др. Предназначено для студентов высших учебных заведений.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

История международных отношений 1918-1945 гг.: Учебное пособие

Учебное пособие, посвященное истории международных отношений 1918-1945 гг., предназначено для студентов специальности «Международные отношения» исторического факультета Томского университета.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Современные международные отношения: Учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями к уровню знания теории и практики современных международных отношений и компетенциями в области международно-политической науки, предусмотренными Федеральными государственными стандартами направления «Реклама и связи с общественностью» в государственных и негосударственных структурах подготовки бакалавров. Пособие предназначено для студентов данного направления, изучающих современные международные отношения в соответствии с учебным планом, а также для всех, кого интересуют проблемы мировой политики и международных отношений. Пособие может быть использовано при изучении отдельных тем дисциплины «Политология», студентами всех специальностей и направлений. Работа подготовлена на кафедре «Политология, социология и связи с общественностью» УлГТУ.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие

Протасова О.Л., Наумова М.Д.

Рассмотрены основные понятия и проблемы из области мировой политики, геополитики, международных отношений, а также освещена деятельность международных организаций. Пособие предназначено для студентов всех специальностей и направлений, изучающих политологию, а также для всех интересующихся социальными и политическими науками.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;


Статьи по теме